Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Перспективно-тематическое планирование как фактор эффективности современного учебного процесса Серикова Ирина Адриановна к.п.н., учитель МБОУ-СОШ 168 г. Екатеринбург
План занятия 1.Основные понятия и положения. 2.Цель и задачи перспективно-тематического планирования. 3.Схема и последовательность моделирования педагогической системы. 4.Ожидаемые результаты планирования. 5.Самостоятельное проектирование педагогических систем. 2
Авторская программа учебного предмета Примерная учебная программа Рабочая программа учебного предмета определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса имеет авторскую концепцию построения содержания учебного курса имеет изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Учебные программы 3
4 Примерная программа по учебному предмету Пояснительная записка. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Описание ценностных ориентиров содержания предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета. Содержание основного общего образования по учебному предмету. Примерное тематическое планирование. Рекомендации по материально-техническому обеспечению.
Авторская программа по учебному предмету Б.М. Неменский Изобразительное искусство Музыка 5 Д.Б. Кабалевский
Рабочая программа по учебному предмету Цели направлены на обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования; достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования; качественной подготовки выпускников школы; повышения профессионального мастерства педагогов. 6
Рабочая программа по учебному предмету Задачи: определить ключевые предметные компетенции; раскрыть структуру, содержание и последовательность изучения учебного материала; распределить объём часов учебного предмета по видам занятий; нормализовать учебную нагрузку обучающихся; обеспечить личностную ориентацию содержания образования; обеспечить вариативность образования; обеспечить деятельностный характер образования. 7
отказаться от семейной жизни, засесть ночами в библиотеках и самим создать рабочую программу найти сайт, скачать вариант примерной образовательной программы, убрать лишнее, дополнить и озаглавить Варианты создания рабочей программы 8
Рабочая программа по учебному предмету Учитываемые моменты: требования ФГОС; примерные и авторские программы; обязательный минимум содержания; максимальный объём учебного материала; требования к уровню подготовки; объём часов учебной нагрузки; возрастные особенности обучающихся; цели и задачи образовательной программы школы; учебно-методическое обеспечение; информационно-техническое оснащение учебного кабинета. 9
Рабочая программа по учебному предмету Структура Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание рабочей программы Календарно-тематическое планирование Требования к уровню подготовки обучающихся Контроль уровня обучения (пакет КИМов) Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Ресурсное обеспечение программы 10
Учебный процесс : актуализация знаний новый материал систематизация закрепление и совершенствование знаний усвоение учебного материала педагогический контроль формирование умений и навыков рациональное распределение материала каждой темы по занятиям, определение системы методов обучения и учебных средств 1 Цель перспективно-тематического планирования
1. Определить систему работы учителя и школьников. 2. Разработать систему занятий. 3. Выстроить систему методов обучения. 4. Разработать систему средств и форм организации учебной деятельности школьников. 5. Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса Задачи перспективно-тематического планирования
Анализ объекта проектирования Алгоритм педагогического проектирования Теоретическое обеспечение Методическое обеспечение Пространственно-временное обеспечение Материально-техническое обеспечение Правовое обеспечение I этап подготовительный МОДЕЛИРОВАНИЕ 1313
II этап разработка проекта ПРОЕКТИРОВАНИЕ Выбор системообразующего фактора Алгоритм педагогического проектирования Установление связей и зависимостей компонентов Написание документа 1414
Мысленное экспериментирование применения проекта Алгоритм педагогического проектирования Экспертная оценка проекта Корректировка проекта Принятие решения об использовании проекта 1515 III этап проверка качества проекта КОНСТРУИРОВАНИЕ
Принципы педагогического проектирования принцип человеческих приоритетов принцип саморазвития принцип природосообразности принцип гуманизации 1616
1. Планирование учебного процесса. 2. Повышение научного уровня преподавания. 3. Взаимосвязь теоретического обучения с практикой. 4. Осуществление межпредметной связи. 5. Повышение уровня самостоятельной работы школьников. 6. Использование форм и методов обучения. 7. Рациональное применение технических средств обучения. 8. Осуществление контроля. Ожидаемые результаты планирования 1717
Раздел, тематический блок Количество часов ТеорияПрактикаВсего 1 Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование Тема урока Учебная деятельность Вид контроля Дом. задание Дата План. (неделя) Факт. (день) 18
Изменение представления учителя о современном уроке Ученик – субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний Динамичная структура урока Учитель обеспечивает приоритет деятельности ученика по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Критерии оценивания ученика определены заранее и разделяются обучающимися 1919
ДЕТИ! Сядьте правильно!УЧИТЕЛЬ – лучший артист второго плана Традиционная дидактика Деятельность учителя Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика 20 Деятельность ученика Изменение представления учителя о современном уроке Встань и объясни! Давай сядем и разберёмся!
Технологии «Школы 2100» Проблемно-диалогическая технология Цель. Научить самостоятельно решать проблемы Средство – открывать знания вместе с детьми Традиционный урок 1. Тема. Сегодня мы будем изучать… 2. Объяснение учителя. Итак, слушайте внимательно… 3. Заучивание материала. Выучи… Перескажи… Повтори… Проблемно- диалогический урок 1.Постановка проблемы. 2. Поиск и нахождение решения. 3. Создание продукта. 21
Технологии «Школы 2100» Технология продуктивного чтения Цель. Учим самостоятельно понимать текст Средство – приёмы освоения текста на разных этапах Традиционный урок 1. До чтения. Учитель готовит к восприятию текста 2. Во время чтения. Учитель сам читает текст вслух, а дети слушают 3. После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя, выполняя его задания Проблемно- диалогический урок 1. До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. Возникает мотивация к чтению 2. Во время чтения Возникает читательская интерпретация 3. После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора 22
Технологии «Школы 2100» Технология оценивания учебных успехов Цель. Развиваем контрольно-оценочную самостоятельность Средство – коренное изменение школьных правил оценивания Традиционное оценивание ЧТО оцениваем? Наличие знаний - отметкой КТО оценивает? Учитель ставит отметки, ученики получают… Новая технология оценивания ЧТО оцениваем? Умение применять знания – оценкой, переводимой в отметку КТО оценивает? Ученик в диалоге с учителем 23
Литература для работы Проект федерального закона «Об образовании». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования. Примерные и авторские программы, методические материалы. Интернет-источники 2424
Самостоятельное проектирование тематического планирования занятий, отражающего требования ФГОС к результатам обучения Проектная деятельность 2525 Серикова Ирина Адриановна к.п.н., учитель МБОУ-СОШ 168 г. Екатеринбург