Факультативный курс «Школьная риторика» Автор: Ладыженская Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факультатив- ный курс «Школьная риторика» Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна.
Advertisements

Проект по риторике Кочетковой О.В. Кочетковой О.В. Проект по риторике Кочетковой О.В. Кочетковой О.В.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Тема: Введение. Речевая коммуникация.. Цель дисциплины «Речевая коммуникация»: формирование коммуникативной компетенции, необходимой для успешной практической.
Роскошь человеческого общения практикум по культуре общения.
Выполнила ученица 5 «а» класса МОУ «ООШ 39» Саблина Елизавета.
Технология педагогического общения. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны: - Неумение наладить контакт. - Управлять.
МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа» Апробационная площадка ФГОС ООО Пермского края.
Формирование познавательной компетентности на уроках литературного чтения МАОУ СОШ 1 Учитель: Кирш О.В.
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат – школа-интернат основного общего образования Язык в речевом общении Автор проекта: Ладыгина Эльвира Геннадьевна.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» Курс внеурочной.
Элективный курс по русскому языку учимся писать сочинение- рассуждение. 9 класс 17 часов.
1 Школьная риторика под редакцией Т.А. Ладыженской К урс эффективного общения. Реализует требования стандарта по русскому языку по формированию коммуникативной.
МОУ «Кулунская общеобразовательная школа» «Русская речь» Руководитель: Тепляшина Ольга Сергеевна.
Родилась 17 июля 1970 года в д. Нивки Поддорского района. В 1977 году поступила в 1 класс. Принимала активное участие в жизни школы и класса, посещала.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник для первоклассников. - М.: «Баласс» Этот учебник позволяет одновременно успешно работать и с.
Комплексный анализ текста. Текстоведческий анализ 1.Определите тему текста, озаглавьте его. 2.Выразите основную мысль в виде тезисов. 3.Установите, к.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Транксрипт:

Факультативный курс «Школьная риторика» Автор: Ладыженская Т.А.

Программно-методическое обеспечение Школьная риторика. 5 класс. Программа для общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2006 Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд. перераб.-М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006

Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии, наука о целесообразном и уместном слове.

Культура речи и культура общения являются условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

- Почему именно теперь риторику стали преподавать в школе? - Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия…

Риторика, культура речи пронизывает все сферы общества. Язык - это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Задачи риторики (5 класс): узнать, что такое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда – нет; научиться оценивать чужую и свою речь вежливо просить и отказывать в просьбе говорить лестные (но не льстивые) слова спорить, но не ссориться сокращать один и тот же текст до половины и даже до одного предложения рассказывать о себе так, чтобы тебя слушали сочинять сказочные истории с волшебными героями и превращениями и еще многому другому

Структура курса 1. Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность)

Раздел 1 «Общение» Практические работы (контроль) ТемаПрактическая работа Что такое общение Коммуникативная (речевая) задача. Рассказ о себе: «Давайте познакомимся», «Моё хобби», «Моё имя» Виды общенияСловесное и несловесное общение. Инсценировка «Визит инопланетян» Речь правильная и хорошая Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говорите – пишите точно. Анализ текста (поиск и устранение речевых ошибок) Письменное высказывание «Я люблю…» Мини-исследование «Слова-паразиты в моей речи» Учимся писать - редактировать Редактирование текста Будьте вежливыВежливый отказ.Составление диалога. Учимся слушать Учимся слушать.Игра «Задуманное слово» Учимся читатьУмеем ли мы читать?Мини сочинение-рассуждение «Что меня затрудняет при чтении текстов школьных учебников?»

2. Блок «Речевые жанры» даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Структура курса

Раздел 2 «Речевые жанры» Практические работы (контроль) ТемаВид работы, задание Текст Вторичные текстыПересказ Комплименты ОбъявленияО чём ещё может рассказать объявление? Афиша. Составление объявлений. Создание афиш. «Что произошло хоть раз» Как строить рассказ.Создание рассказа «Как я однажды…» Спорить или ссориться? Как можно избежать ссоры? Инсценирование (спор, но не ссора) Сочините сказкуСказочная страна. Конкурс на лучшего сказочника. Подготовка викторины по русским народным сказкам. Написание сказки. Начало моей биографии Мини-исследование «На каком языке говорили мои предки». Автобиография.

Мое хобби

Продолжите фразу «Я люблю…» Я люблю, конечно, много, Рассказать всё не могу. Но попробую немножко Рассказать, Что я люблю! Я люблю свою семью: Маму, папу, брата. Из еды люблю икру, Овощи и фрукты. Что касается семьи, Больше всех люблю Маму за тактичность, Папу просто так, Брата за логичность: Как поймать меня. Из друзей мне нравится Арина, Маша в пятницу. С ними можно пообщаться, Нагуляться, наиграться. Из уроков я люблю Русский, математику. Больше всех одно ценю: Маму, папу, братика – Семью! Хороших В.,5-Б

Афиша

Сказка «Лягушка и бабочка» Однажды утром на заросшем болоте послышались хриплое кваканье. Это проснулась лягушка, которая жила на том болоте. Она радовалась новому дню. Вдруг стайка бабочек закружилась над ней. Лягушка подняла голову и спросила пролетавшую бабочку: - Почему вы, бабочки, всё время резвитесь и играете? -Потому что мы радуемся жизни, а вы, лягушки, всё время сидите и квакаете в своём болоте!

- Нет, я не такая. Я очень люблю мечтать и радоваться жизни! - сказала лягушка. - Но ты же не умеешь летать, а летать - это прекрасно! - Ну и что, можно и не уметь летать, но все равно радоваться жизни! Бабочка не стала слушать лягушку и улетела. Лягушка же осталась. Она продолжила радоваться новому дню. Мантурова Полина, 5-Б

Исследование «На каком языке говорили мои предки»

Структура урока (основные компоненты) Введение теоретических сведений Риторическая практика, практика общения Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики Ортологические разминки Импровизационые задачи

Отношение к факультативному курсу Каково ваше отношение к предмету «Риторика»? Нравится или не нравится урок. Что именно нравится или не нравится?

Ответы учащихся 5-Б класса (участвовали в опросе 21 уч.) Колич.% % Нравится1886%Не нравится314% Нравится работать в группе 838%Не нравится, когда много работаем 15% Нравится выполнять творческие задания 733%Бывают сложные темы 15% Нравится разыгрывать сценки 629%Не нравится разыгрывать сценки 15% Нравятся беседы524%Не нравится работать в группе 15% Нравится рассказывать о себе 210%Не нравятся творческие задания 15% Нравится учиться правильно говорить 210%Не хочу, чтобы продолжался 210% Нравятся речевые разминки 210% Нравятся викторины210% Нравится читать диалоги 15%

Ответы учащихся 5-А класса (участвовали в опросе 27 уч.) Колич.% % Нравится27100%Не нравится00% Нравится разыгрывать сценки 1659% Нравится выполнять творческие задания 830% Нравится рассказывать о себе 519% Нравится всё519% Нравится узнавать о других 415% Нравится выступать27%

Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер