Презентация урока по теме: «Простые механизмы» Физика 7 класс Макаренко Наталья Васильевна Учитель физики, высшая квалификационная категория МБОУ «СОШ 2» Г.Радужный 1
7 класс 2
Тип урока : изучение нового материала 1.Основные характеристики урока: Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные; групповые, индивидуальные; Метод обучения: обьяснительно-иллюстративный,наглядный. Исследовательский, сравнительный; Используемые технологии: элементы личностно-ориентированной технологии, проектное обучение, компетентностно-деятельностный подход ; Оборудование и материалы: мультимедийная система; презентация Power Point с включенными видеофрагментами; оборудование для фронтальных экспериментов: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов по 102 г, масштабная линейка, рычаг, наборы тел; инструкции по выполнению эксперимента; 3
Обучающа я : формировать интеллектуальные компетенции, Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать навыки исследовательской деятельности Развиваю щая: развитие мыслительных операций:анализ,синтез,обобщение;устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом явлении; развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно, расширять кругозор, развивать интерес к экспериментальной физике Воспитател ьная: показать значение физического эксперимента в физике. Развитие навыков работы в команде( взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка),развитие коммуникативныхнавыков. Цели и задачи урока: познакомить с сущностью простых механизмов, показать их значение в жизни человека; уметь применять полученные знания для решения практических задач 4
5 Структура урока Организационный момент -1 мин. Актуализация и мотивация знаний.- 7 мин Изучение нового материала.-11 мин Закрепление пройденного материала на уроке.-15 мин. Физическая минутка -2 мин. Подведение итогов -3 мин Домашнее задание -1 мин.
1. Задача: «Таня учится в 7 классе, а Оля – в 4 классе. По звонку девочки «бросились» из столовой на второй этаж. Одинаковую ли мощность они развили во время «пробежки», если на этаж они взбежали одновременно?. 2. В каком из перечисленных случаев совершается работа? 1.На нитке подвешен груз. 2.Спортсмен с трамплина прыгнул в воду. 3.Льдинка движется по гладкой горизонтальной поверхности льда. 4.Трактор тянет прицеп. 5.Человек, стоя на месте держит на плечах груз. 6.Человек поднимается вверх по лестнице. II. Актуализация знаний Если на тело действует сила, И тело приходит в движение Мы с вами в механике Все наблюдаем …………. в ее совершении. 6
1. В каком случае совершается работа? А. Шарик катиться по гладкому столу Б. кирпич лежит на столе В. Автопогрузчик поднимает груз 2. Кто развивает большую мощность: человек идущий по лестнице или он же, прыгающий с шестом? А. первый Б. второй В. Мощность одинакова 3. Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Вт за 3 с? А. 0,05 Дж Б. 0,3 Дж В. 300 Дж 4. Груз какого веса можно поднять, совершая работу 20 Дж на высоту 5 м? А. 4Н Б. 100Н В. 25 Н 3. ТЕСТ 7
Две сестры качались, правды добивалась, А когда добились, то остановились. Что за чудо великан? Тянет руку к облакам. Он работник очень важный, строит дом многоэтажный. Тит на работу вышел, каждый услышал. Сам он худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет. Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. У них тяжелый труд: все время что-то жмут. Перед ним дубы и клены, и березы бьют поклоны. Два братца - одно сердце. 8 «Отгадай загадки» III. Мотивация: (Весы) (Подъемный кран) (Молоток) (Отвертка) (Тиски) (Топор) (Ножницы)
Бывают ситуации, когда приходится приподнимать какой-либо тяжелый предмет, например, шкаф. Зачастую человеческой силы для этого недостаточно. Но не беда: можно подсунуть под край шкафа крепкую палку – и шкаф будет приподнят без особого труда. Не всегда удается раздавить скорлупу ореха. И это не проблема – есть специальные щипцы для орехов, с их помощью можно легко справиться и с этой задачей. Если у человека не хватает силы сделать ту или иную работу, он берет в руки какое-либо приспособление, и работа сразу становиться по силам. IV. Изучение нового материала 9
Из истории … Катапульта Леонардо да Винчи Механический молоток, изобретён Леонардо да Винчи 10
Простые механизмы Наклонная плоскость рычаг ворот блок клин винт подвижный неподвижный F = P/2 F = P Все простые механизмы служат для выполнения механическ ой работы, при этом позволяют человеку получить выигрыш в силе или удобство в работе 11
Рычаг -твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. О Точка опоры А В F Р т.О-единственная неподвижная точка рычага -точка опоры. Т. А,В- точки приложения сил. ОА – плечо силы ОВ – плечо силы Плечо силы - кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила. l1l1 l2l2 12
Виды рычагов Рычаг 1-го рода неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил. Рычаг 2-го рода неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил. Механизм: от греческого слова mechane – орудие, сооружение. 13
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил или Меньшей силой можно при помощи рычага уравновесить большую силу. Условие равновесия рычага 14
Блоки блок-простой механизм позволяющий изменять прикладываемую силу по направлению (неподвижный блок), или по величине (подвижный блок). Представляет из себя колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. 15
наклонная плоскость- простейшее механическое устройство, применяемое для подъёма тяжёлых предметов, чтобы получить выигрыш в силе 16
клин - одна из разновидностей наклонной плоскости, это простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Используется для раздвижения, разделения на части обрабатываемого предметапростой механизмпризмы 17
Винт простейший механизм. Резьба винта представляет собой другой простейший механизм наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра. Примеры простых устройств с винтовой резьбой домкрат, болт с гайкой, тиски. 18
Лебедка - конструкция, состоящая из двух воротов с промежуточными передачами в механизме привода. 19
Общее : Простые механизмы,служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе за счет проигрыша в расстоянии. Различия: Точка опоры расположена Между точками приложения сил. На конце рычага Силы направлены Обе вертикально вниз. Одна вертикально вверх, другая вертикально вниз. 20
Простые механизмы Рычаг Наклонная плоскость 1-го рода2-го родаБлок
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто! Сократ Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну – ка, ну – ка, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать, И совсем не уставать. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. 22
«Древо науки всеми корнями связано с практикой» А.Н.Несмеянов 23
24
25
Простые механизмы.Рычаги. 1.Простые механизмы –.… 2.Рычаг - это…… 3.Плечо силы – это…… 4.Моментом силы (М) называют……. 5.Рычаг находится в равновесии, если… 6.Сила измеряется в … 7.1 ньютон * 1 метр = …… Теоретическая часть 26
Молодец ! 27
Решение задач Алгоритм решения задач по теме «Простые механизмы. Рычаги.» 28
Закончи предложение 29
Вывод : Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил F 2 L = F 1 L 2 30
Ответы 1. Рычаги ( l = 75 см ) 2. Блоки (А = 2.4 к Дж) 3. Наклонная плоскость (А = 210 к Дж ) 31
Простые механизмы Рычаг 1-го рода 2-го рода Блок Наклонная плоскость неподвижны. подвижный 1 ножницы. 2. кусачки 3. Лопата орехокол 2.веер 3. Клин 4. катапульта 5. клешни 1. ворот 2. шестерн лебедка 2. полиспаст 3. колесо 4. пропеллер скат 2. уклон
1.Простые механизмы – так называют устройства для преобразования силы.… 2.Рычаг - это твердое однородное тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. 3.Плечо силы – это кратчайшее растояние d от оси вращения до линии действия силы. 4.Моментом силы (М) называют произведение значения силы на ее плечо. 5.Рычаг находится в равновесии, если момент силы, приложенной к одному плечу рычага, равен моменту силы, приложенной к другому плечу рычага 6. 1 ньютон * 1 метр = 1 Нм 33
34 Помогите мальчику Пете в следующих ситуациях: Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку? (Надо найти большую палку, подсунуть под дерево и приподнять дерево). Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил. Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете? ( Положить палку на плечо, корзину одеть на нее сзади, а спереди придерживать рукой). Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! Как он это сделал? Сможем ли мы повторить опыт Пети? Кто может показать, как он это сделал? (Он надел гирю на палку, один конец которой закрепил о твердую опору, а за другой конец взялся одним пальце). Как же простые механизмы мы можем применить в жизни?
35 Дано: Решение: m=30кг F1/F2 = L2/L1-по правилу равновесия рычага. F2=15H L2 = F1 L1: F2 =mg L1: F2 L1=10см=0,1м L2= 30кг 10Н/кг 0,1м: 15Н = 2м L2=? Ответ: L2=2м. Друзья спросили у Пети, а может ли он удержать гирю массой 30 кг? Петя задумался, какой же длины ему нужна палка? Можно ли помочь Пете? (Дети затрудняются ответить на этот вопрос). Значит, надо знать что-то, чего мы еще не знаем?
Простые механизмы в живой природе. 36
простые механизмы в нашей жизни F Техника достигнет такого совершенства, что человек сможет обходиться без себя. Е.Лец Зубчатые передачи Что раньше появилось: яйцо или курица? Болт или гайка? М.М.Балашов Редуктор для нефтекачалки 37
Подъёмник с лебёдкой Клин-корчеватель на гусеничном ходу Кран мостовой 38
39
На «5» Теория Эксперимент Задача На «4» Теория Эксперимент На «3» Теория Лист оценивания 40
Домашнее задание : Решать задачи можно вечно, Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтоб он был впрок 1 уровень:§.55,56,упр30 1,2,3 2 уровень: + упр30 4, 3 уровень: + творческое задание. Творческое задание: 1. Подумайте и ответьте на вопрос: "Мог ли Архимед поднять Землю? Почему?" 2. Изготовить модель простого механизма. Учащиеся отвечают на следующие вопросы: Я сегодня на уроке открыл для себя: Мне понравилось на уроке то, что: Если бы я был учителем, то : 41
Подведение итогов урока Контроль усвоения новых знаний, коррекция экспериментальной деятельности осуществляются на всех этапах урока и позволяют говорить о том, что урок поставленных целей достиг. 42