Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Ситуация в малом и среднем бизнесе во 2 квартале 2012 г. в целом стабильна. Большинство компаний получило прибыль и ожидает увеличение выручки в ближайшее время. В планах компании на ближайшие 2 года выход на новые рынки и привлечение новых клиентов, в связи с чем актуальным будет предоставление помощи в этом направлении. Основные препятствия для развития бизнеса, по мнению предпринимателей, связаны с низкой платежеспособностью населения, сильной конкуренцией, в связи с чем необходимо вести работу по освоению рынков других районов и регионов. Еще одной серьезной проблемой предприниматели называют участившиеся проверки со стороны контролирующих органов. Во 2 квартале 2012 г. сократилось проявление административных барьеров, но проблема по-прежнему актуальна, поэтому дальнейшей проработки требуют вопросы взаимодействия с бизнесом в системе «одного окна», развития системы электронной отчетности. Бизнес нуждается в государственной поддержке, самой значимой формой которой является финансовая помощь. Кроме того, сохраняется потребность в информационной поддержке, в обучении и повышении квалификации. При этом часть предпринимателей считает, что получить поддержку невозможно, поэтому необходимо усиливать информирование о доступности программ. 2 Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г.
3 Сфера деятельности компаний (%) Возраст компаний Количество работников компаний НП «Агентство Городского Развития» с конца 2008 г. проводит ежеквартальный мониторинг деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие в сфере МСП, и реакцию компаний на эти изменения. Данный опрос проводился в апреле-июне 2012 г. Приняло участие 65 компаний. Предприятиям было предложено оценить востребованность и доступность поддержки; состояние и перспективы бизнеса на ближайшее время.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г. 4 По результатам деятельности во II квартале компания получила Ситуация в малом и среднем бизнесе во 2 квартале 2012 г. в целом стабильна. Большинство компаний получило прибыль и ожидает увеличение выручки в ближайшее время. При этом, есть компании, отметившие, что в этом квартале они понесли убытки. В основном это организации, занимающиеся торговлей продуктами (29%), оказывающие бытовые услуги (25%) и работающие в строительной отрасли (8%) Кроме того, многие компании имеют непогашенные долговые обязательства на текущий период, наиболее значимые из которых - задолженность по кредитам и задолженность перед поставщиками. Ожидаете ли Вы увеличения прибыли компании в ближайшее время? Структура долговых обязательств компаний (%)
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г. 5 Сталкиваетесь ли Вы с проявлением административных барьеров? Как Вы оцениваете отношение администрации города к бизнесу? (%) Средняя оценка предпринимателей отношения власти к бизнесу по отраслям Сократилось проявление административных барьеров: если в 1 кв. с ними столкнулось около половины компаний, то во 2 кв. – чуть более 30%. Уменьшилось количество компаний, оценивающих отношение власти к себе на «4», и увеличилось - на «3», за счет чего во 2 кв. снизилась средняя оценка отношения власти к бизнесу с 3,4 до 3,0. (максимально возможная положительная оценка - 5) Предприниматели различных отраслей в среднем оценивают отношение власти к себе на 3, самая высокая оценка 3,30 у компаний, работающих в строительной сфере, самая низкая 2,33 у компаний, занимающихся предоставлением услуг.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г. 6 Нужна ли поддержка со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшее время? Необходимость поддержки для МСП в зависимости от возраста компании (%) Наиболее значимые для МСП виды поддержки (%) Большинство компаний в ближайшее время нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных организаций. Прослеживается чёткая зависимость между возрастом компании и предпочитаемой формой поддержки. Наиболее значимой для всех компаний является финансовая поддержка. Следующей по важности для компаний-«новичков» является помощь в обучении и переквалификации персонала, для молодых организаций (1-3 г.) – информационная поддержка, для компаний в возрасте 5-7 лет – консультационная и юридическая помощь, для развитых организаций, возраст которых свыше 7 лет – в равной степени важны все формы поддержки.
7 В сфере производства (%) В сфере услуг (%) В сфере строительства (%) Наиболее значимые виды поддержки для МСП Больше всего в поддержке нуждаются компании, работающие в сфере производства, услуг и строительства. Самый значимый вид поддержки среди компаний всех отраслей – финансовая. Поэтому необходимо прорабатывать существующие формы финансовой поддержки и разрабатывать новые. Поддержка в области обучения наиболее значима для компаний, работающих в сфере производства (22%) и услуг (15%). Информационная поддержка важна для организаций, работающих в сферах торговли (29%) и производства (22%) Консультационная (в т.ч. юридическая помощь) необходима для организаций, занимающихся торговлей промтоварами (50%) Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г. Необходимые меры помощи МСП со стороны власти по отраслям: производство – развитие системы обучения и переквалификации персонала, сокращение проверок; строительство – развитие системы электронной отчетности и сокращение проверок; услуги – снижение давления на бизнес и сокращение проверок; торговля – оказание юридической помощи и сокращение проверок; здравоохранение – сокращение проверок и развитие системы электронной отчетности; транспорта и связь – оказание юридической помощи и сокращение проверок
8 Как государство должно помогать МСП? (%) Предприниматели считают необходимым введение со стороны власти следующих мер: повлиять на снижение количества проверок (в связи с участившими проверками со стороны контролирующих органов); оказывать юридическую помощь (в связи с изменением в законодательстве и др. вопросами); развивать систему обучения и переквалификации персонала (в связи с нехваткой квалифицированных кадров, главным образом рабочих специальностей) Препятствия для развития МСП в Череповце (%) Основные препятствия для развития бизнеса, по мнению предпринимателей, связаны с низкой платежеспособностью населения. Также предпринимателям мешает сильная конкуренция, в связи с чем необходимо вести работу по освоению рынков других районов и регионов. Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г.
9 Получали ли Вы поддержку? Какую поддержку получила Ваша компания за последние 2 года? Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г. Цели компании на ближайшие 2 года (%) Более половины компаний, участвующих в опросе во 2 квартале 2012 г., получили поддержку. Самой распространенной формой поддержки за этот период была поддержка в области обучения и повышения квалификации. Важным является то, что 39% опрошенных считают, что получить государственную поддержку нереально. Поэтому необходимо усилить информирование о доступности программ. Большинство компаний в ближайшие 2 года планируют выйти на новые рынки и привлечь новых клиентов, в связи с этим актуальным будет предоставление помощи предпринимателям в этом направлении.
Выводы С учетом анализа городских, общероссийский и мировых экономических условий и тенденций, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития, усилия по поддержке МСП должны быть направлены на: качественное развитие бизнеса - содействие повышению качества работы компаний, внедрению новых перспективных форм организаций бизнеса, формированию культуры ведения бизнеса, конструктивных деловых связей внутри сектора, содействие повышению участия предпринимателей в реализации социальных и инфраструктурных проектов; разработку и организацию эффективного механизма участия бизнеса в формировании муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности, а также механизма «обратной связи»; вовлечение бизнеса в процесс обсуждения изменений в муниципальном и областном законодательстве, лоббирование благоприятных для малого бизнеса законодательных решений на федеральном уровне; рост доступности поддержки приоритетных и перспективных видов предпринимательства (главным образом – финансовой поддержки); развитие межрегиональных связей как между предприятиями, так и между организациями инфраструктуры поддержки МСП. 10 Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, IIквартал 2012 г г.