Опыт применения Кортексина в комплексной терапии перинатальных поражений ЦНС и детского церебрального паралича в начальной хронически-резидуальной стадии(ранний возраст) Клиническая база- Тушинская детская городская больница (Москва)
Аннотация Одной из самых частых патологий в раннем детском возрасте является перинатальное поражение ЦНС и его последствия, в том числе с формированием детского церебрального паралича(0.9-5 случаев на 1000 детей). В поисках методов эффективного лечения в Санкт- Петербурге был синтезирован препарат Кортексин для лечения детей в различном возрасте. В нашей работе мы использовали его у детей грудного и раннего возраста.
Цели Изучить влияние кортексина в комплексной терапии детей с задержкой психоречевого и моторного развития
Задачи выделение групп больных по клинико- логопедическим критериям Отработка дозы кортексина и кратности введения Оценка психо-доречевого и моторного развития в процессе лечения и в катамнезе через 1 месяц.
Описание препарата Министерство здравоохранения Российской Федерации утверждено Фармакологическим Государственным Комитетом МЗ РФ 09 июля 1998 г. Кортексин- комплекс L-аминокислот и полипептидов с молекулярной массой от 1 до 10 КДа, выделенных из коры головного мозга телят или поросят в возрасте, не превышающем 12 месяцев Стабилизатор препарата- глицин (стандартный флакон содержит 10 мг кортексина и 12 мг.глицина)
Показания к применению у детей Перинатальные поражения головного мозга различного генеза Различные формы ДЦП Задержка психомоторного и речевого развития Эпилептический синдром Острый и отдаленный периоды ЧМТ последствия нейроинфекций Тикозные гиперкинезы Синдром нарушения внимания с гиперативностью Другие приобретенные энцефалопатии
Свойства кортексина Ноотропное действие Противосудорожное действие Снижает токсические эффекты нейротропных веществ Стимулирует репаративные процессы в головном мозге Церебропротекторное действие
Механизм действия Регулирует соотношение тормозных и возбуждающих аминокислот уровень серотонина и дофамина ГАМК-эргическое влияние Антиоксидантная активность Способность восстанавливать биоэлектрическую активность головного мозга
АМИНОКИСЛОТЫ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Аланин1,90 Аргинин1,15 Аспарагин-* Аспарагиновая кислота2,70 Валин1,01 Гистидин0,62 Глицин1,38 Глугамин-* Глугаминовая кислота4,37 Изолейцин0,60 Лейцин1,00 Лизин1,77 Метионин0,37 Пролин2,07 Серин1,33 Треонин0,82 Триптофан-* Тирозин0,60 Фенилаланин0,54
Состав кортексина 2.Микроэлементы Медь, железо, кальций, магний, калий, натрий, сера, фосфор, цинк, молибден, кобальт, марганец, селен, алюминий, литий. 3. Витамины Тиамин(В1), Рибофлавин(В2), ниацин (РР), Ретинол(А), а-токоферол(Е).
Форма выпуска. Выпускают в виде лиофилизированного порощка во флаконах по 10 мг. Содержимое флакона перед инъекцией растворяют в мл 0.5% р-ра новокаина, воды для инъекций или изотонического р-ра NaCl.
Дозы Эффективная доза: Для детей с массой тела до 20 кг- доза 0.5 мг/кг Детям с массой тела более 20 кг – 10 мг. внутримышечно ежедневно однократно в течение 10 дней При необходимости проводят повторные курсы лечения через 3-6 месяцев.
Побочные действия При применении кортексина в педиатрической практике побочного действия и осложнений не выявлено.
Противопоказания Индивидуальная непереносимость
Взаимодействие с другими препаратами Кортексин может применяться как в виде монотерапии так и совместно с любыми средствами симптоматической и патогенетической терапии
Материал исследования Обследовано 14 детей в возрасте от 1 мес до 2 лет период с декабря 2005 по май 2006г. 1 группа- от 1 мес. до 1 года – 6 детей (43%) с диагнозом ПЭП и их последствия. Задержка психомоторного и речевого развития. 2 группа- от 1 года до 2 лет - 8 детей (57%) с диагнозом ДЦП. Задержка психоречевого развития. Соотношение мальчиков к девочкам- 10:4
Оценка ПМР детей до 1 года. Шкала разработанная Журбой Л.Т.и Мастюковой Е.М. Для количественной оценки уровня развития детей 1 года жизни использовалась шкала разработанная Журбой Л.Т. и Мастюковой Е.М. На каждом возрастном этапе проводилась оценка показателей по 4-х балльной системе.
Оценка развития детей 2-го года жизни. Шкала Пантюхиной Г.В.,Печоры Л.К., Фрухт Э.Л. Нормальное развитие на 2-м году - формирование умений в пределах 3 мес (на 1-м году- в пределах 1 мес). Отставание на эпикризный срок- норма. Отставание на эпикризных срока - нарушение развития легкой степени тяжести. Отставание на эпикризных срока - нарушение развития средней степени тяжести. Отставание более чем на 5 эпикризных сроков- нарушение развития тяжелой степени тяжести
Динамика ПМР у детей 1 мес.- 2 лет на фоне лечения кортексином До лечения После лечения
Динамика средних показателей ПМР у детей 1 мес.-1 год. По шкале разработанной Журбой Л.Т.и Мастюковой Е.М.
Оценка динамики развития детей от 1 года до 2-х лет (8 больных) 1. Развитие речи – улучшение показателя у 3-х больных (37.5%) 2.Сенсорное развитие- улучшение показателя у 6 больных (75%) 3.Движения и навыки- улучшение показателя у 5 больных ( 62.5%)
Динамика среднего показателя развития детей второго года жизни
Выводы 1. У 13 больных(93%) выявлена эффективность кортексина в комплексной терапии последствий перинатальных поражений головного мозга различного генеза в восстановительном периоде. 2. В группе детей первого года жизни(5 больных, 36%) с задержкой психомоторного и речевого развития выявлена положительная динамика среднего показателя( коммуникабельность, голосовые реакции, сенсорные реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, цепные симметричные рефлексы).
Выводы 3.В группе детей второго года жизни( 8 детей, 57%) с детским церебральным параличом, задержкой психоречевого развития при оценке по шкале, разработанной Пантюхиной Г.Л., Печорой Л.К., Фрухт Э.Л. отмечалась положительная динамика средних показателей( сенсорное развитие, движение и навыки, развития речи). 4.У 14 больных(100%) при применении кортексина побочных эффектов, осложнений, и лекарственной зависимости не выявлено
Выводы 5. У 2 больных с симптоматической эпилепсией при комплексной терапии отмечается восстановление психофизиологических функций и биоэлектрической активности головного мозга.