Опытно-экспериментальная площадка Сроки эксперимента: г.г. «Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста через использование информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе» Научный консультант: Ершова О.Б., зав. кафедрой теории и методики обучения КГОУ ДПО «НПК», к.п.н. Научный руководитель: Красноруцкая С.И., директор МБОУ «СОШ 3» года – получен статус «городской опытно-экспериментальной площадки на базе КГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе. Успешность развития познавательной активности учащихся подросткового возраста во многом зависит от создания соответствующих условий.
Объект исследования - образовательный процесс Предмет исследования - развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста средствами ИКТ Гипотеза: Основана на предположении о том, что внедрение Информационного и научно- Методического обеспечения Учебно-воспитательного Процесса с использованием ИКТ позволит оптимизировать развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе Цель исследования: Выявление, обоснование и опытно-поисковая проверка модели развития познавательной активности учащихся подросткового Возраста через эффективное освоение потенциала информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе
Задачи Изучить научно-методическую литературу, нормативно-правовую базу по теме эксперимента. Подготовить материально- техническую базу, необходимую для реализации программы эксперимента. Проанализировать микросреду общеобразовательного учреждения. Разработать систему мониторинга развития познавательной активности учащихся подросткового возраста в условиях современных методов обучения ИКТ. Экспериментально доказать эффективность внедрения в школьную практику продуктивных форм и методов обучения на основе современных ИКТ, учитывающих возрастные, психологические особенности учащихся, способствующих целенаправленному развитию позитивной активности. Создать совокупность методик применения современных информационных технологий в различных образовательных областях, оптимальных для целенаправленного осуществления развития познавательной активности учащихся подросткового возраста.
Ресурсное обеспечение Нормативная база Программно-методические ресурсы Материально-технические ресурсы Диагностические ресурсы Кадровые ресурсы Информационные ресурсы
Ресурсное обеспечение экспериментальной площадки 1Нормативная базаЗакон РФ «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Программа развития МБОУ «СОШ 3» и другие. 2Кадровые ресурсыНаучные консультанты НМИП и ПП. Администрация: директор – первая категория; Заместитель директора по ВР – первая категория; Педагогический коллектив: Высшая категория – 2 педагога; Первая категория – 8 педагогов; Вторая категория – 2 педагога Специалисты: педагог-психолог (первая категория); учитель-логопед (высшая категория); зав. библиотекой (первая категория). 3Материально-технические ресурсы Учебные кабинеты с соответствующим оснащением, сетевые и Internet коммуникации (компьютерный класс – 1,доска мультимедийная -1, проектор – 4), оснащенность педагогов ПК – 6, кабинеты специалистов. 4Программно-методические ресурсы Наличие методической литературы в библиотеке школы, курсовая подготовка учителей в (Москва, Красноярск, Норильск, Смоленск) 5Информационные ресурсыМетодическая литература по теме, библиотека, Internet-ресурсы. 6Диагностические ресурсыДиагностические материалы, специалистов школы, педагогов.
Этапы реализации I этап I этап ( учебный год) II этап II этап (2009 – 2010 учебный год) III этап III этап (2010 – 2011 учебный год)
I этап Задачи: 1. Обеспечение компьютерной грамотности учителей и учащихся. 2. Формирование у учителей представлений о возможности и необходимости использования информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе и повышение заинтересованности в этом. 3. Создание базовой экспериментальной площадки по использованию информационно-коммуникативных технологий. 4. Создание творческих групп учащихся, возглавляемых педагогами экспериментальной группы. 5. Начало проектной работы учащихся.
II этап Задачи: 1. Разработка учебных программ, предусматривающих использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. 2. Мотивация учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе. Расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ. 3. Разработка и апробация методик использования ИКТ в учебном процессе. 4. Использование инновационных учебно-методических комплексов, обеспечивающих потребности образовательного процесса.
III этап Задачи: 1. Интеграция ИКТ в образовательный процесс и разработка общих и индивидуальных учебных планов для учащихся. 2. Состояние и реализация учебных планов, обеспечивающих равные возможности в освоении компьютерных технологий. 3. Использование гибкого расписания, предоставляющего всем учащимся равные возможности в повышении компьютерной грамотности. 4. Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методик их использования.
Основное содержание реализации целей и задач экспериментальной деятельности 1. Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий. 2. Развитие познавательной активности у учащихся подросткового возраста через использование ИКТ: уроки с ИКТ поддержкой; внеклассная и внеурочная деятельность в рамках реализации заявленного эксперимента; научно-исследовательская деятельность учащихся. 3. Анкетирование учащихся, родителей, учителей. 4. Семинары, «круглые» столы, педагогические советы. 5. Мониторинг результативности работы площадки. 6. Создание школьной медиатеки.
Ожидаемый результат Создание социально-педагогических условий для успешного решения учащимися задач возрастного развития через новые формы взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика. Повышение уровня самостоятельности, творческой и учебной активности учащихся. Повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Создание научно-методический базы по сопровождению учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ для целенаправленного развития познавательной активности учащихся подросткового возраста.
Курсы повышения квалификации АПК ППРО г. Москва – 6 НМИПК и ПП – 15 ЦДО «Эйдос» - 2 «Первое сентября» - 5 ЛГУ, г.Санкт - Петербург – 1 ГОУ ДПОС, г. Смоленск - 1 ККИПК и ППРО – 2 КГПУ им. Астафьева -1
Представление опыта работы педагогов школы в рамках реализации опытно-экспериментальной площадки Семинар «Психологические механизмы развития познавательной активности» - Севостьянова С.А., педагог-психолог. «Круглый» стол «Междисциплинарный подход при формировании знаний, умений, навыков с использованием ИКТ» - Севостьянова С.А., педагог- психолог. Апробация и внедрение в работу «Компьютерного тренажера для начальной школы» - Бережная О.В., учитель-логопед. Диагностика базовых математических знаний с помощью компьютерного тестирования – Изгородина В.А., учитель математики. Система работы «Развитие познавательной активности учащихся средствами ИКТ на уроках природоведения» - Вяхирева А.П., учитель биологии Система работы Уроки – ЦОРы по математике 5 -6 класс – Андреева Н.В., учитель информатики, математики Уроки – ЦОРы Психолого-педагогические аспекты подготовки учащихся школы третьей ступени к ЕГЭ – Изгородина В.А., учитель математики, Севостьянова С.А., педагог - психолог Психолого-педагогические аспекты «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы по средствам ИКТ» - Громова А.А., учитель русского языка и литературы «Развитие познавательной активности Педагогический совет «Преодоление неуспешности учащихся», год Педагогический совет Использование ИКТ на уроках в начальной школе Использование ИКТ 15