Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.
Advertisements

Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
Родительское собрание МОУ «СОШ 3» Педагог-психолог Малышева О. М.
Новые риски здоровья современных детей г.Сочи, 28 июня 2013 г. Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной.
Трудности обучения младших школьников с недостаточным уровнем подготовки к школьному обучению МБОУ «Устьянская СОШ» Буторина И. В., педагог-психолог,
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации и снижению уровня дезадаптации школьников.
КГСОУ «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида». Соколова Т.А.
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования Администрации Удомельского района МБОУ «Удомельская средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи. VI Всероссийская неделя школьной психологии

Школьные трудности Педагогический аспект Социальный аспект Медицинский аспект Физиологический и психофизиологический аспект Психологический аспект -ШФР -Неуспешность -Классы коррекции - ФСР --Нарушение социальной адаптации -Девиантное поведение -Функциональная неграмотность -Первичные нарушения физического и психического здоровья -Вторичные нарушения физического и психического здоровья -СДВ, СНО -Дисграфия, дислексия -Физиологические и психофизиологические основы готовности к школе и раннего прогнозирования школьных трудностей -Физиологические и психофизиологические основы диагностики и коррекции школьных трудностей -Физиологические и психофизиологические основы организации учебного процесса -Нарушение психологической адаптации -Организация работы школьной психологической службы

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Школьные трудности - комплекс проблем, возникающий у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушению состояния физического и психического здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения (неуспеваемости). Learning difficulties- затруднение в овладении чтением, письмом, счетом, не связанные с умственной отсталостью и глубокими нарушениями функционального развития. Learning disabilities Poor viriting Poor reading Dyslexia (дислексия) - visual dyslexia - Visual-motor dyslexia - Developmental dyslexia - Verbal dyslexia - Дислексия, дисграфия, - дискалькалькулия - - глубокие (выраженные) нарушения процессов чтения, счета. - Легастения – комплексные школьные трудности - Алексия, аграфия, акалькулия - Неуспеваемость Dysgraphia (дисграфия) Dysgraphia (дисграфия) - visual dysgraphia - Visual-motor dysgraphia - motor dysgraphia Dyscalculia (дискалькулия) Dyscalculia (дискалькулия) - Visual-motor dyscalculia - Verbal dyscalculia - Developmental dyscalculia - Dysgraphic form

Причины школьных трудностей Школьные трудности Экзогенные факторы Эндогенные факторы Смешанные факторы Экология пре-перинатальная патология нарушения нейросенсорного развития ОСОБЫЕ ГРУППЫ РИСКА: -ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ -МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ -ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ -ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) ФСР Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсор- ного развития Несформированность коры и регулятор- ных структур мозга Возрастная несформиро- ванность школьно- значимых познавательных функций

ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА Школьные факторы риска (ШФР) Стресс Несоответствие методик и технологий обучения Интенсификация учебного процесса Нерациональная организация учебного процесса Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Чувствительность организма несформированность основных физиологических систем непрерывность, систематичность и длительность воздействий

Факторы семейного риска ( ФСР ) нарушение психического здоровья родителей ( депрессии, повышенная тревожность, конфликтность ); антисоциальное поведение родителей ( наркомания, алкоголизм ); конфликты между родителями ; проблемы детско - родительских отношений ( жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами ; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.

Схема диагностики школьных трудностей I этап – предварительный - определение характера школьных трудностей - учитель - родители II этап – диагностический : - психолог ( диагностика личностного и познавательного развития ) - логопед ( диагностика речевого развития ) - учитель ( диагностика школьных трудностей, учебной и внеучебной нагрузки. поведения ) - родители ( анализ выполнения заданий, режима дня, поведения, функционального состояния ) III этап – выбор корректирующих мероприятий : - определение причин трудностей - выделение специфических и неспецифических трудностей - определение мер помощи - определение форм и характера взаимодействия специалистов ( психолог, логопед ) и педагогов - определение форм и характера взаимодействия учителя, специалистов и родителей

Спасибо за внимание ! г. Москва, Институт возрастной физиологии Российской академии образования тел: (499)