Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи. VI Всероссийская неделя школьной психологии
Школьные трудности Педагогический аспект Социальный аспект Медицинский аспект Физиологический и психофизиологический аспект Психологический аспект -ШФР -Неуспешность -Классы коррекции - ФСР --Нарушение социальной адаптации -Девиантное поведение -Функциональная неграмотность -Первичные нарушения физического и психического здоровья -Вторичные нарушения физического и психического здоровья -СДВ, СНО -Дисграфия, дислексия -Физиологические и психофизиологические основы готовности к школе и раннего прогнозирования школьных трудностей -Физиологические и психофизиологические основы диагностики и коррекции школьных трудностей -Физиологические и психофизиологические основы организации учебного процесса -Нарушение психологической адаптации -Организация работы школьной психологической службы
ТЕРМИНОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Школьные трудности - комплекс проблем, возникающий у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушению состояния физического и психического здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения (неуспеваемости). Learning difficulties- затруднение в овладении чтением, письмом, счетом, не связанные с умственной отсталостью и глубокими нарушениями функционального развития. Learning disabilities Poor viriting Poor reading Dyslexia (дислексия) - visual dyslexia - Visual-motor dyslexia - Developmental dyslexia - Verbal dyslexia - Дислексия, дисграфия, - дискалькалькулия - - глубокие (выраженные) нарушения процессов чтения, счета. - Легастения – комплексные школьные трудности - Алексия, аграфия, акалькулия - Неуспеваемость Dysgraphia (дисграфия) Dysgraphia (дисграфия) - visual dysgraphia - Visual-motor dysgraphia - motor dysgraphia Dyscalculia (дискалькулия) Dyscalculia (дискалькулия) - Visual-motor dyscalculia - Verbal dyscalculia - Developmental dyscalculia - Dysgraphic form
Причины школьных трудностей Школьные трудности Экзогенные факторы Эндогенные факторы Смешанные факторы Экология пре-перинатальная патология нарушения нейросенсорного развития ОСОБЫЕ ГРУППЫ РИСКА: -ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ -МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ -ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ -ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) ФСР Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсор- ного развития Несформированность коры и регулятор- ных структур мозга Возрастная несформиро- ванность школьно- значимых познавательных функций
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА Школьные факторы риска (ШФР) Стресс Несоответствие методик и технологий обучения Интенсификация учебного процесса Нерациональная организация учебного процесса Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Чувствительность организма несформированность основных физиологических систем непрерывность, систематичность и длительность воздействий
Факторы семейного риска ( ФСР ) нарушение психического здоровья родителей ( депрессии, повышенная тревожность, конфликтность ); антисоциальное поведение родителей ( наркомания, алкоголизм ); конфликты между родителями ; проблемы детско - родительских отношений ( жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами ; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Схема диагностики школьных трудностей I этап – предварительный - определение характера школьных трудностей - учитель - родители II этап – диагностический : - психолог ( диагностика личностного и познавательного развития ) - логопед ( диагностика речевого развития ) - учитель ( диагностика школьных трудностей, учебной и внеучебной нагрузки. поведения ) - родители ( анализ выполнения заданий, режима дня, поведения, функционального состояния ) III этап – выбор корректирующих мероприятий : - определение причин трудностей - выделение специфических и неспецифических трудностей - определение мер помощи - определение форм и характера взаимодействия специалистов ( психолог, логопед ) и педагогов - определение форм и характера взаимодействия учителя, специалистов и родителей
Спасибо за внимание ! г. Москва, Институт возрастной физиологии Российской академии образования тел: (499)