Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся классов коррекционного обучения Основная цель, задачи и задачи и содержание работы
Понятие «психология» Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»). Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя», нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя», нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Что такое психология… особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях; особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях; научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем освоение космоса; научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем освоение космоса; познавая себя - человек меняет себя; познавая себя - человек меняет себя; новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояние и переживания; новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояние и переживания; психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
ЦельЦель Обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей. Обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Задачи: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации; содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации; создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами; создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами; предупреждение возникновения проблем развития ребенка и их коррекция; предупреждение возникновения проблем развития ребенка и их коррекция; формирование установок на здоровый образ жизни; формирование установок на здоровый образ жизни; содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни; содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни; содействие учащимся в выборе профессионального и образовательного маршрута; содействие учащимся в выборе профессионального и образовательного маршрута; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся; в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся; в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
Формы работы: психопрофилактика; психопрофилактика; психодиагностика (индивидуальная и групповая); психодиагностика (индивидуальная и групповая); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); коррекционно-развивающая работа(индивидуальная и групповая); коррекционно-развивающая работа(индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений); экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений);
Сохранение и укрепление здоровья детей: формирование установок на здоровый образ жизни; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД. профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД.
Отношения ребенка с сообществом сверстников: специалист сопровождения призван решать особый тип ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности; специалист сопровождения призван решать особый тип ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности; разрешение подобных ситуаций требует работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его в свои силы; разрешение подобных ситуаций требует работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его в свои силы; нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий. нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами системы сопровождения классов КРО Педагог- психолог Педагог Учитель- дефектолог Учитель- логопед Социальный педагог Врач психиатр
Контингент психолого- педагогического взаимодействия Педагог- психолог РодительРебёнокПедагог Социальный педагог Администрация Специалисты ПМПК