Комплекс упражнений для постановки звука Л.
«Наказать непослушный язык» Цель – вырабатывать умение удерживать язык широким. Описание – слегка приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до Методические указания – нижнюю губу не подворачивать и не натягивать на нижние зубы, язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«Вкусное варенье» Цель - вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш. Описание – слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языка сверху, вниз, но не из стороны в сторону! Методические указания – следить, чтобы работал только язык, а не нижняя челюсть, язык должен быть широким, края его касаются углов рта.
«Пароход гудит» Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
«Индюк» Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болбочет). Методические указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону, язык должен облизывать губу, а не выбрасываться вперед.
«Качели» Цель: вырабатывать умение менять положение языка вверх и вниз. Описание: язык упирается то в бугорки за верхними зубами, то в нижние зубки. Методические указания: рот при выполнении упражнения не закрывать, подбородок не должен двигаться, губы тоже не принимают участие в артикуляции.
Язык за верхними зубамиЯзык за нижними зубами
«Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, присасывая язык к небу (как лошадка цокает копытами). Проделать 10 – 15 раз. Методические указания: сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Подбородок не двигается (можно придерживать рукой), работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал, а не чмокал.