Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Арзамасцева Галина Юрьевна Директор ГУ ЧР ЦНОТ Иванов Вячеслав Морисович – методист ГУ ЧР ЦНОТ
Информация об участии Чувашии в эксперименте по изучению готовности первоклассников к школе Время проведения: октябрь 2008 года Время проведения: октябрь 2008 года Контингент: учащиеся 1-х классов из 18 школ Ленинского района г. Чебоксары и 13 школ МарПосадского района Чувашской республики Контингент: учащиеся 1-х классов из 18 школ Ленинского района г. Чебоксары и 13 школ МарПосадского района Чувашской республики Количество классов: 66 Количество классов: 66 Количество учащихся: 1507 Количество учащихся: 1507 В эксперименте приняли участие 8 регионов: Республика Чувашия, Иркутская область, Калининградская область, Мурманская область, Новосибирская область, Тамбовская область, г. Москва и Чукотский автономный округ. В эксперименте приняли участие 8 регионов: Республика Чувашия, Иркутская область, Калининградская область, Мурманская область, Новосибирская область, Тамбовская область, г. Москва и Чукотский автономный округ. Экспериментом было охвачено первоклассников и их родителей, Экспериментом было охвачено первоклассников и их родителей, 1366 учителей учителей.
Методики и проверяемые умения Методики и проверяемые умения Умения: Умения: – понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания; – понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания; – точно следовать предложенной инструкции; – точно следовать предложенной инструкции; – учитывать все указания (правила) работы; – учитывать все указания (правила) работы; – привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью); – привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью); – способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания. – способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания. Методика «Рисунок человека» использовалась для оценки общего развития ребенка. Методика «Рисунок человека» использовалась для оценки общего развития ребенка. Методика «Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Методика «Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Тест «Образец и правило» использовался для оценки умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения). Тест «Образец и правило» использовался для оценки умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения). Методика «Первая буква» направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова). Методика «Первая буква» направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова).
Методика «Рисунок человека» Типы изображений Типы изображений
Возможные причины трудностей в выполнении заданий методики «Графический диктант». неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора проблемы в соблюдении понимаемого правила. Большое число первоклассников, справившихся с диктантом (составлением узоров по описанию), не справились с продолжением узора. проблемы в соблюдении понимаемого правила. Большое число первоклассников, справившихся с диктантом (составлением узоров по описанию), не справились с продолжением узора. В предшкольной подготовке педагоги делают акцент на пошаговые инструкции и воспроизводящие действия ученика. Необходимо, сместить акцент с одношаговых инструкций к В предшкольной подготовке педагоги делают акцент на пошаговые инструкции и воспроизводящие действия ученика. Необходимо, сместить акцент с одношаговых инструкций к инструкциям и правилам, содержащим 2 и более шагов или условий; инструкциям и правилам, содержащим 2 и более шагов или условий; трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора. справиться с продолжением узора. Основная трудность состояла в необходимости повторять счет от Основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии. дети допускали ошибки, связанные со счетом. одного до нужного числа и учитывать направление линии. дети допускали ошибки, связанные со счетом.
Возможные причины трудностей в выполнении заданий методики «Образец и правило». – «потеря» сразу двух условий задания. Дети, не, удерживают в памяти даже одно условие («нельзя соединять одинаковые точки») – «потеря» сразу двух условий задания. Дети, не, удерживают в памяти даже одно условие («нельзя соединять одинаковые точки») В процессе обучения этот факт необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи. В процессе обучения этот факт необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи. – отказ от выполнения задания. – отказ от выполнения задания. Тенденция к увеличению числа детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик «не принимает» учебную задачу. Тенденция к увеличению числа детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик «не принимает» учебную задачу. – несформированность самоконтроля.» – несформированность самоконтроля.» Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) – причины трудностей первоклассников в выполнении задания и самоконтроля. Слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) – причины трудностей первоклассников в выполнении задания и самоконтроля.
Возможные причины трудностей в выполнении заданий методики « «ПЕРВАЯ БУКВА». Значительное количество первоклассников с низким уровнем по данной методике в ЧУВАШИИ объясняют и данные таблицы «Язык общения дома»: 6,5% опрошенных учащихся не разговаривают на русском языке дома. Значительное количество первоклассников с низким уровнем по данной методике в ЧУВАШИИ объясняют и данные таблицы «Язык общения дома»: 6,5% опрошенных учащихся не разговаривают на русском языке дома. Данные из анкет родителей «Особенности подготовки детей к школе»: 39,7% родителей указали на то, что их ребенок проходил подготовку к школе на занятиях с логопедом. Данные из анкет родителей «Особенности подготовки детей к школе»: 39,7% родителей указали на то, что их ребенок проходил подготовку к школе на занятиях с логопедом.
Познавательная сфера Общий уровень умственного развития ребёнка Общий уровень умственного развития ребёнка Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого Умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого Уровень организации действий при влиянии посторонних факторов Уровень организации действий при влиянии посторонних факторов Умение выделять согласный звук в начале слова Умение выделять согласный звук в начале слова Общая успешность в 4-х тестах. Общая успешность в 4-х тестах. Навыки чтения, письма, счета Навыки чтения, письма, счета
Индивидуально-личностные особенности ребенка Мотивация Мотивация Усвоение норм поведения в школе Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Взаимодействие со сверстниками Эмоциональная стабильность (тревожность) Эмоциональная стабильность (тревожность) Эмоциональное благополучие Эмоциональное благополучие
Семья как ресурс адаптации первоклассника Подготовка к школе в семье Установки родителей по отношению к школьному обучению Условия ребенка в семье для обучения Условия ребенка в семье для обучения Помощь ребенку в обучении
Цена адаптации ребенка к школе Цена адаптации ребенка к школе Индивидуальные особенности здоровья Индивидуальные особенности здоровья Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя Возрастное соответствие массы тела и роста Возрастное соответствие массы тела и роста Физкультурная группа Физкультурная группа Группа здоровья Группа здоровья
Благодарим за внимание!