Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения
Образовательная программа разрабатывается каждым образовательным учреждением: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
Образовательная программа: -четко структурирована - (инвариант 80% содержания) - проблемный анализ минимален; - концептуальные основы касаются конкретных разделов программы (более практико ориентированы); - конкретные планы и программы расположены в структуре документа. Программа развития: - менее структурирована; - является более концептуальной; - более основательно проводится проблемный анализ; - конкретные планы и программы разрабатываются к качестве приложений (или подпрограмм) В практике работы школы могут использоваться оба документа или образовательная программа
- право учреждения на выбор УМК; - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения. При разработке Программы необходимо учитывать:
При разработке программы используются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - Программа развития образовательного учреждения - Учебно-методический комплект (совместно с концептуальными положениями)
Образовательная программа содержит: - обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (20% содержания программы) - используемый УМК и специфика образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.
Структура образовательной программы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения программы; - учебный план начального общего образования; - программа формирования УУД; - программы учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
1. Структура пояснительной записки - введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса.
Согласно Стандарта и Примерной программы: Цель программы: Обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Задачи программы: - становление основ гражданской идентичности - формирование основ умения учиться - духовно-нравственное развитие - укрепление здоровья учащихся
При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК; - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности
Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы)Итоговый вариант ФГОС НШПримерная основная образова- тельная программа УМК (или СУ из УМК) Типовое положения об ОУ Особен- ности ОУ Цели Задачи Принципы (подходы) к формированию документа Общая характеристика документа
2. Определение планируемых результатов л ичностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные. Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов:
3. Учебный план начальной школы 2 варианта: - БУП-2004 (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. 1312) - БУП-2010 (в качестве проекта-ориентира, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения)
Учебный план определяет : - Общий и максимальный объем нагрузки учащихся; - состав и структуру предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.
- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Это основа структуры программы формирования УУД. 4. Программа формирования УУД включает в себя:
Типовые задачи формирования УУД Типы задач (заданий) Виды задач (заданий) ЛичностныеСамоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации РегулятивныеЦелеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции ПознавательныеОбщеучебные; знаково-символические; информационные; логические Коммуникатив- ные Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией.
4. Программа формирования УУД Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию должна быть показана на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: - пояснительную записку - общую характеристику учебного предмета - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - результаты освоения учебного предмета, курса - тематическое планирование - описание материально-технического обеспечения Программы предметов и программа формирования УУД основа рабочих программ по предметам
6. Проектирование программы духовно- нравственного воспитания предусматривает использование: - возможностей применяемого УМК - воспитательного потенциала образовательного учреждения - взаимосвязи направлений воспитания, ценностных установок, планируемых результатов и форм воспитания. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации воспитательных мероприятий.
7. Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни предполагает: - использование инварианта целей и задач, структуры системы работы; - опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК); - существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий
8. Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа может включать в себя 5 модулей: - концептуальный - диагностико-консультативный - коррекционно-развивающий - лечебно-профилактический - социально-педагогический
Программа коррекционной работы предусматривает: - работу с отдельными учащимися и с классом; - взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности; - использование следующих документов: карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.
Изучение ребенка Содержание работыГде и кем выполняется работа Медицин ское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние учащегося. Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями. Психолог о- логопеди ческое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание. Мышление. Память. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед). Социальн о- педагоги ческое Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог). Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. Программа медико-психолого- педагогического изучения ребёнка
НаправленияИсследовательские задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты Диагностиче ское Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты диагностики, карты школьных трудностей). Характеристика групп учащихся ПроектноеПроектирование образовательных маршрутов. Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальные карты медико-психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. Аналитичес кое Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Медико-психолого- педагогический консилиум. План заседаний медико- психолого-педагогического консилиума школы. Направления и задачи коррекционной работы
8. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД
Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам
Управление разработкой Образовательной программы : 1. Создание рабочей группы по разработке программы (приказ директора): - определение состава рабочей группы; - назначение руководителя группы; - определение порядка и плана ее работы. 2. Разработка программы и ее утверждение. 3. Реализация программы.
Управление разработкой Образовательной программы Определение учебно-методических комплектов (учебников, учебных пособий), используемых в Образовательной программе в соответствии с ФГОС НОО
Управление разработкой Образовательной программы Определение и реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по организации внеурочной деятельности
Разработка нормативно-правовой базы: - решение о введении ФГОС НОО - приказ об утверждении сетевого графика и создании рабочей группы - внесение изменений в должностные инструкции - дополнительное соглашение к трудовому договору - договор с родителями - внесение изменений в Устав и локальные акты, устанавливающие стимулирующие надбавки и доплаты
Управление разработкой Образовательной программы - Разработка и реализация плана методической работы образовательного учреждения - Повышение квалификации педагогов - Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля - Обеспечение информационного сопровождения
Спасибо за внимание!