Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Основные функции речи 1. Межиндивидуальная функция. 2. Внутрииндивидуальная функция. 3. Общечеловеческая функция.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость, программированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно- следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Факторы, облегчающие и направляющие процесс становления связной речи наглядность; моделирование плана высказывания.
Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы в старшей группе: Воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия. Составление рассказа по демонстрируемому действию. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (компьютера, магнитной доски и т.д.) Чтение рассказа сопровождается последовательным показом персонажей. Пересказ с использованием сюжетных картинок. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. «Пересказ с картинками» Повтор каждого предложения с заменой картинки на слово.
Экспериментальные данные подтверждают, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные: с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.
При проведении фронтальных занятий по формированию связной речи Т. А. Ткаченко предлагает учитывать следующие принципы: Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой группы), но только на уровне фразовых ответов. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой группы на индивидуальные логопедические занятия.
В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи Т.А. Ткаченко советует вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи (это касается старших групп). Ими могут быть: Чтение и разбор коротких рассказов и сказок. Рассматривание сюжетных картинок. Рассматривание объектов и предметов. Беседа по картине, а так же можно использовать те виды работ для логопеда, указанные выше.
Виды творческого рассказывания Составление рассказа с добавлением последующих событий. Составление рассказа с заменой объекта. Составление рассказа с заменой действующего лица. Составление рассказа с добавлением предыдущих событий. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий. Составление рассказа с добавлением объекта. Составление рассказа с добавлением действующего лица. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. Составление рассказа с изменением результата действия. Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов: 1. Анализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие: интереса, внимания, памяти, инициативы, воображения, мышления и др.
3. Составление исходного рассказа по картине. Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.
4. Планирование творческого рассказа трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждение замысла, выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составление предикативной цепочки (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемым ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания), построение плана изложения (можно в графическом варианте), установлениие объекта для прямой речи, придумывание заголовка к рассказу.
5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием: точных слов, образных сравнений, грамотных, четких предложений, связей предложения и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее знакомых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы.
6. Анализ и оценка творческого рассказа. Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.