Программа эксперимента по предупреждению и устранению негативных реакций детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс обучения Москва, февраль 2011
Цель эксперимента -Максимально адаптировать процесс обучения в начальной школе к современным популяционно-возрастным и индивидуальным особенностям детей; -Оптимизировать воспитательно-обучающий результат действующих образовательных программ.
Актуальность эксперимента - В существующих программах воспитания и обучения детей младшего школьного возраста имеется целый ряд возможностей для оптимизации образовательного процесса за счет внесения изменений в формы и методы работы с детьми, базируясь на их индивидуальных особенностях. Это позволит повлиять на успеваемость, не меняя сущность и содержание образовательных программ, создать условия, способствующие восприятию и усвоению учебного материала. -Различного рода «неуспешность» младших школьников можно предотвратить или устранить проведенными вовремя медико– психолого-педагогическими диагностиками и лечебно-коррекционными мерами, которые в большинстве случаев или не проводятся или сильно запаздывают. Введение в штатное расписание специалистов разных профилей и обеспечение их совместных координированных усилий, дополнительно к тем, которые возлагаются на педагогов школы, - залог успеха в деле воспитания и образования ребенка как гармоничной личности, способной решать сложные экономические, социально- политические и культурные проблемы современного социума.
Идеология эксперимента -Сохранение и развитие идеологических принципов и культурологических традиций современных образовательных и воспитательных программ, за счет создания дополнительных условий для восприятия учащимися учебного материала. -Эксперимент направлен на устранение или смягчение многих негативных моментов обучения детей в начальной школе. Это позволит заложить фундамент духовности как основного радикала их личности. Такой подход к воспитанию и обучению детей является крайне необходимым для дальнейшего прогресса нашей страны
Особенности современной детской популяции Существуют данные ВОЗ, что детей дошкольного и младшего школьного возраста, которых можно было бы безоговорочно отнести к группе нормы, практически не существует. Подавляющее количество детей имеют, так называемые, мозговые дисфункции, не снижающие общий показатель интеллекта (IQ) до уровня патологии, но обусловливающие неспособность воспринять в необходимом объеме и темпе материал по определенному направлению обучения, а также следовать социальным нормам поведения, уставленным школьными нормативами. В большинстве случаев, проявления мозговых дисфункций расцениваются педагогами и родителями как отрицательные качества поведенческого и нравственно-социального характера (лень, хулиганство, вредность, эпотажность, циничность и т.п.).
Особенности современной детской популяции Существуют данные ВОЗ, что детей дошкольного и младшего школьного возраста, которых можно было бы безоговорочно отнести к группе нормы, практически не существует. Подавляющее количество детей имеют, так называемые, мозговые дисфункции, не снижающие общий показатель интеллекта (IQ) до уровня патологии, но обусловливающие неспособность воспринять в необходимом объеме и темпе материал по определенному направлению обучения, а также следовать социальным нормам поведения, уставленным школьными нормативами. В большинстве случаев, проявления мозговых дисфункций расцениваются педагогами и родителями как отрицательные качества поведенческого и нравственно-социального характера (лень, хулиганство, вредность, эпотажность, циничность и т.п.).
Возможности для родителей -Понять каковы психофизиологические и интеллектуальные возможности ребенка; -Убедиться, что программы развития обеспечат поэтапное развитие врожденных задатков ребенка, не перегружая его и обеспечивая всесторонность и баланс развития; - Систематически получать информацию о динамике развития ребенка; - Получать консультации квалифицированных специалистов ; - Получать необходимые знания и навыки для воспитания ребенка и ответы на интересующие их вопросы; - Видеть результаты обучения и воспитания в новых навыках, умениях и способностях детей, их желании посещать Центр.
Этапы эксперимента -.-. ЭтапыСодержание этапа эксперимента Диагностический -1Первичные обследования детей по методикам: психологическим, нейропсихологическим, патопсихологическим, педагогическим, логопедическим. Обучающий - 1 классАнализ результатов, внесение коррекций в методику стандартных программ и обучение по ним детей Контролирующий-1Анализ результатов, внесение коррекций в стандартные программы и обучение по ним детей Обучающий - 2 классАнализ результатов контролирующего обследования, внесение коррекций в стандартные программы и обучение по ним детей Контролирующий-2Контрольное тестирование детей по диагностическим методикам с учетом приобретенных знаний Обучающий - 3 классАнализ результатов контролирующего обследования, внесение коррекций в методику стандартных программ и обучение по ним детей Контролирующий-3Контрольное тестирование детей по диагностическим методикам с учетом приобретенных знаний Обучающий – 4 классАнализ результатов контролирующего обследования, внесение коррекций в методику стандартных программ и обучение по ним детей Контролирующий-4Контрольное тестирование детей по диагностическим методикам с учетом приобретенных знаний и выводами о готовности к средней школе
Ожидаемые результаты Реализация экспериментальной программы позволит: - Предотвратить развитие негативных симптомов, связанных как с возрастными особенностями психического, речевого и поведенческого статусов детей, а при своевременном вмешательстве устранить их. - Решить проблему, имеющуюся у многих детей и состоящую в заниженной мотивации к учебному процессу, обеспечив умение учиться на следующих ступенях школьного образования. - Оптимизировать процесс обучения в начальной школе за счет приведения в соответствие методов работы с детьми и их возрастных особенностей.
Ожидаемые результаты - Прояснить педагогам и родителям причины «неуспешности» в обучении в школе. - Помочь выработать нужную тактику индивидуального подхода к ребенку. - Освободить родителей от помощи детям в выполнении домашних заданий, поскольку они будут готовиться в школе со специалистами, и тем самым предотвратить развитие детско-родительских конфликтов, столь распространенных из-за занятий родителей с детьми дома. - Научить детей различным формам коммуникации, столь необходимым в течение всей последующей жизни – бытовой, профессиональной и др.