Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе на новые образовательные стандарты
Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенций Формирование информационной компетентности Системно-деятельностный подход Сохранение психического и физического здоровья детей Выполнение учебного плана Новые федеральные государственные образовательных стандарты
Системно-деятельностный подход в обучении Деятельность ПотребностиЦели, мотивыДействияРезультаты
Психологические риски педагогов и их преодоление при введении ФГОС Стресс - состояние психического и физического напряжения, необходимое для преодоления или приспособления в ситуации повышенных нагрузок Опыты с мышами Опыты с котами
Активная позиция Поиск интереса и удовольствия Поиск поддержки Преодоление стресса
Личностная зрелость Мотивационно-волевая готовность Интеллектуальная готовность Социальная готовность Коммуникативная компетентность Ресурсы здоровья Адаптация первоклассников и адаптация педагогов к ФГОС – один и тот же сценарий
особенность профессии (контроль, удержание эмоций, ответственность) нарушение эмоционально-волевой регуляции (внутренний конфликт между могу и должен) перенапряжение вследствие внутренних и внешних факторов недостаточная уверенность в профессии недостаточная гибкость и творческие способности Профессиональное выгорание и его причины у педагогов
положительное отношение к себе самоактуализация личности целостность личности личностная автономия реалистичное восприятие мира умение адекватно воздействовать на окружение Шесть аспектов психического здоровья
Сетевая ГЭП «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа» Тема ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»: «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении» Психологические риски школьников при введении ФГОС
Результаты комплексного обследования детей 1-х классов массовой школы специалистами ЦПМСС «Ново-Переделкино»
Результаты комплексного обследования детей 5-х классов массовой школы специалистами ЦПМСС «Ново-Переделкино»
АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Учет возрастных, личностных и индивидуальных особенностей Психологическая безопасность среды Позитивность среды Поддержка мотивации Психологическое здоровье школьника Социализирующая способность среды Развивающая роль среды Насыщенность среды
Оценка адаптивной среды массовой школы детьми и родителями – клиентами ЦПМСС «Ново-Переделкино»
Цель экспериментальной работы Оказание помощи ОУ в адаптации образовательной среды к возможностям и особенностям детей с нарушениями развития, эмоционально-волевой сферы и поведения Задачи экспериментальной работы 1.Экспертная оценка особенностей развития школьников на базе Центра и образовательного учреждения с целью выявления детей группы риска по школьной дезадаптации 2. Разработка и внедрение в образовательные учреждения «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения» 3. Оказание комплексной консультативной помощи педагогам по предотвращению педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации учащихся
ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ «Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»
Введение Актуальность Пояснительная записка Таблицы по сопровождению детей с различными нарушениями с рекомендациями психологов, логопедов, дефектологов Каждая таблица включает: 1. Описание проблемы или нарушения 2. Возрастная периодизация проблемы 3. Признаки нарушений у учащихся 4. Причины нарушений 5. Практические рекомендации для учителя, схемы сопровождения учащихся Рекомендации для родителей Структура программы
Агрессивность Гиперактивность Тревожность, страхи Аутичные проявления Нарушения школьной мотивации Акцентуации характера Медлительность, левши Нарушения ДРО Одаренность Поведение на уроке Разделы программы
ОНР Нарушения звукопроизношения Дисграфия и дислексия ЗПР Педагогическая запущенность Умственная отсталость Нарушения мышления и памяти Нарушения восприятия и внимания Нарушения физического развития Разделы программы
Введение Актуальность Пояснительная записка Таблицы по сопровождению детей с различными нарушениями с рекомендациями психологов, логопедов, дефектологов Каждая таблица включает: 1. Описание проблемы или нарушения 2. Возрастная периодизация проблемы 3. Признаки нарушений у учащихся 4. Причины нарушений 5. Практические рекомендации для учителя, схемы сопровождения учащихся Рекомендации для родителей Структура программы
Высокая занятость Низкая мотивация Нарушения детско-родительских отношений Воспитание детей с нарушениями Работа со специалистами-психологами вне школы Работа со специалистами-психологами вне школы Консультантации логопедов, дефектологов, врачей Консультантации логопедов, дефектологов, врачей Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с педагогами Психологические риски родителей при введении ФГОС