Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей учащихся
Сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. М.Р. Битянова Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. Э.М. Александровская
Психологическая служба образования Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. И.В. Дубровина
Цели и задачи психологической службы Главной целью психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Цели и задачи психологической службы Основные задачи психологической службы образования: реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), которые определяются прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическое консультирование; психологическая диагностика; психологическая коррекция.
Психологическое просвещение Психологическое просвещение – приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика Психологическая профилактика – специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическое консультирование Психологическое консультирование – оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Психологическая диагностика Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.
Критерии успешности сопровождения психолого-педагогическая и социальная характеристика учебного пространства (класс, школа, направленность процесса обучения и др.); психолого-педагогическая компетентность учителей; уровень развития родителей и их запросов к образованию ребенка (требования к учебно-воспитательному процессу); стиль взаимоотношений в системе «учитель-ученик-родитель»; организационно-методические возможности школы в плане реализации развития творческих способностей школьников; готовность администрации, педагогического коллектива и специалистов школы (психологов, врачей, социальных педагогов, логопедов и др.) взять на себя ответственность за результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка в ходе его обучения.
Развивающая и коррекционная работа Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
Задачи арттерапии Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Проработать мысли и чувства, которые обычно подавляются. Развить чувство внутреннего контроля. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Виды арттерапии МузыкотерапияБиблиотерапия Танцевальная терапия Проективный рисунок Сочинение историй СказкотерапияКуклотерапия
Музыкотерапия Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.
Библиотерапия Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», писал В. М. Мясищев.
Танцевальная терапия Танцевальная терапия - это вид арттерапии, который использует движение (танец) для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Проективный рисунок Рисование – творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов и страхов, развития творческих способностей.
Сочинение историй Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств, вербализации образов, ассоциаций, символов, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний и осознанию, решению внутреннего конфликта. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие.
Куклотерапия Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).