Тема семинара: «Система психолого-педагогического сопровождения первоклассников как основа сохранения и укрепления их психического здоровья и благополучия».
Цели и задачи Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья первоклассников и оптимизации процесса адаптации к школе. Задачи: 1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи. 2. Разработка программ оказание комплексной дифференцированной помощи учащимся. 3. Обеспечение высокой мотивации на основе осознания успешности обучения и формирования навыков преодоления трудностей. 4. Обеспечение адекватного восстановления сил на занятиях и обучение приемам саморегуляции детей. 5. Отслеживание динамики развития детей и эффективности проводимой работы. 6. Обеспечение согласованности работы всех субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников Психолого - педагогическая диагностика (групповая, углубленная, индивидуальная) Дети с речевыми проблемами Дети с проблемами развития и адаптации Дети с высоким уровнем учебной мотивации Учитель - логопед Педагог- психолог Классные руководители Коррекция нарушений устной речи. Профилактика наруше- ний чтения и письма. Гармонизация психичес- кого развития на основе формирования зрительно- пространственных функций Развитие познаватель- ных способностей. Развитие коммуника- тивной функции речи.
Результаты стандартной психолого- педагогической диагностики уровня готовности к школе (сентябрь 2011)
Причины трудностей обучения Сниженная работоспособность, колебания внимания 48% Недостаточная сформированность речи 29% Недостаточное развитие функций программирования и контроля 42% Несформированность зрительно-пространственных функций 32%
Основные направления работы: 1. Психолого-педагогическая диагностика. 2. Проведение классными руководителями занятий по развитию познавательных способностей и коммуникативной функции речи. 3. Работа педагога-психолога по сопровождению учащихся с проблемами развития и адаптации. 4. Работа логопеда с детьми с речевыми проблемами. 5. Работа педагога-психолога с детьми с высоким уровнем учебной мотивации. 6. Отслеживание динамики развития учащихся и эффективности проводимой работы.
Реализация принципов здоровьесбережения на развивающих занятиях оснащение учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиНа; рациональная организация учебного процесса: составление расписания с учетом данных психофизиологов; смена различных видов деятельности на занятиях; наличие эмоциональных разрядок; создание на занятиях ситуации успеха для каждого школьника двигательная активность.
Утренняя зарядка Задачи: 1.Повысить тонус. 2.Подготовить детей к восприятию учебного материала. 3. Настроить класс на единый ритм работы. 4. Обучить детей приемам снятия психического напряжения. 5. Создать положительный эмоциональный настрой в классе.
Занятия по развитию познавательных способностей включают в себя: Мозговую гимнастику; Разминку (блиц-турнир); Развитие памяти, внимания, воображения, мышления; Веселые переменки; Логически-поисковые задания; Расслабляющую гимнастику для глаз; Графические диктанты, штриховки.
Задачи учителя: - создать положительный эмоциональный настрой; - пробудить чувство уверенности в своих силах; - воспитать умение проигрывать и радоваться за победителя и обеспечить в конечном итоге комфортный психологический климат в классе.
Цель занятий по развитию речи: формировать у детей мотивацию к общению; содействовать развитию речи детей как средства общения; воспитывать познавательный интерес и уважение к родному языку; создавать атмосферу успешности и творческой активности детей в овладении языком.
Занятия по развитию речи выстроены следующим образом: -Активизация мыслительной деятельности учащихся; -Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера; -Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.)
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Цель работы: создание условий, необходимых для коррекции и профилактики нарушений устной и письменной речи и преодоления пробелов в усвоении школьной программы, что способствует нормальной школьной адаптации ребенка.
Направления работы логопеда диагностика состояния устной речи детей, поступивших в 1 класс; комплектование групп детей по ведущему нарушению; коррекция выявленных нарушений устной речи; профилактика нарушений письма и чтения; развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; развитие сенсо-моторных координаций; работа над саморегуляцией.
Реализация принципов здоровьесбережения на логопедических занятиях оснащение учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиНа; рациональная организация учебного процесса: составление расписания с учетом данных психофизиологов; смена различных видов деятельности на занятиях; наличие эмоциональных разрядок; создание на занятиях ситуации успеха для каждого школьника двигательная активность.
Гармонизация психического развития первоклассников на основе формирования и расширения зрительно-пространственных представлений. Цель : гармонизация психического развития школьников за счет углубления и расширения зрительно – пространственных функций для профилактики трудностей в усвоении учебной программы и помощи в школьной адаптации.
Основные направления работы педагога- психолога Диагностика сформированности зрительно-пространственных представлений: (методики «Фигура Тейлора», «Рисунок трехмерного предмета», тест «Зрительные ассоциации: свободные и направленные») Результаты диагностики состояния ЗПП
Создание разноуровневых групп для работы по развитию зрительно- пространственных представлений (созданы три группы по 6 человек для детей с низким уровнем сформированности ЗПП и две группы 5 и 7 человек с высоким уровнем интеллектуального вербального развития) Разработка программ развития ЗПП и проведение развивающих занятий индивидуальных и группов ых
Консультации родителей и педагогов по результатам диагностики и проблемам обучения и воспитания первоклассников Работа по развитию регуляции поведения и произвольности ВПФ Формирование навыков групповой работы: распределение функций, определение зон ответственности, взаимная поддержка и навыки активного слушания
Отслеживание динамики развития и оценка эффективности проводимой работы. Решение пространственных задач до и после развивающих занятий. Динамика пространственных ошибок до и после развивающих занятий.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.Ж.Руссо