Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения
1. Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении 1. Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении Индивидуальный подход и дифференцированность Индивидуальный подход и дифференцированность Целостность (в масштабах класса, школы) Целостность (в масштабах класса, школы) Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.) Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.) Непрерывность Непрерывность Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
2. Субъекты психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе Адресаты: Дети с ОВЗ Дети с ОВЗ Родители детей с ОВЗ Родители детей с ОВЗ Педагоги инклюзивных классов Педагоги инклюзивных классов Учащиеся инклюзивных классов Учащиеся инклюзивных классов Родители инклюзивных классов Родители инклюзивных классов А также: Учащиеся школы в целом Учащиеся школы в целом Родители учащихся школы Родители учащихся школы Весь педагогический коллектив Весь педагогический коллективСпециалисты: Психолог школы Психолог школы Специальный психолог и (или) коррекционный педагог (дефектолог, логопед) Специальный психолог и (или) коррекционный педагог (дефектолог, логопед) Тьюторы Тьюторы Организующий центр: Психолого - педагогический консилиум школы Психолого - педагогический консилиум школы
3. Психолого-педагогический консилиум в инклюзивной школе: содержание деятельности Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению образовательной и социализирующей среды Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению образовательной и социализирующей среды
4. Дифференцированный подход в инклюзивной школе с учетом категорий детей Дети с ОВЗ Дети с ОВЗ дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые); дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые); дети с нарушением слуха (слабослышащие, глухие); дети с нарушением слуха (слабослышащие, глухие); дети с нарушением речи; дети с нарушением речи; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушением интеллекта (задержка психического развития); дети с нарушением интеллекта (задержка психического развития); дети с нарушением общения и поведения (аутисты, гиперактивные). дети с нарушением общения и поведения (аутисты, гиперактивные). Обычные дети без ОВЗ Обычные дети без ОВЗ дети с обычными способностями без ОВЗ; дети с обычными способностями без ОВЗ; дети, развитые выше нормы (одаренные, способные). дети, развитые выше нормы (одаренные, способные).
Учет критериев для инклюзии детей с ОВЗ в массовую школу На примере детей с расстройством аутистического спектра Способствующие критерии Сформированность социально-бытовых навыков Сформированность социально-бытовых навыков Отсутствие сниженного интеллекта Отсутствие сниженного интеллекта Наличие элементарных коммуникативных навыков Наличие элементарных коммуникативных навыков Сформированность адаптивного, произвольного поведения Сформированность адаптивного, произвольного поведения Препятствующие критерии Несфорированность элементарных навыков самообслуживания Несфорированность элементарных навыков самообслуживания Выраженная низкая познавательная активность Выраженная низкая познавательная активность Несформированность элементарных навыков взаимодействия Несформированность элементарных навыков взаимодействия Наличие частых аффективных поведенческих реакций Наличие частых аффективных поведенческих реакций
Критерии, способствующие инклюзии на примере детей с ДЦП на примере детей с ДЦП отсутствие сниженного интеллекта отсутствие сниженного интеллекта отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, недоразвития речи) отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, недоразвития речи) достаточно развиты навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, кушает и др) достаточно развиты навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, кушает и др) разборчивая речь разборчивая речь Критерии, препятствующие инклюзии детей с ДЦП сниженный интеллект сниженный интеллект наличие судорожных припадков наличие судорожных припадков отсутствие речи (анартрия) отсутствие речи (анартрия) отсутствие плохо развитой манипулятивной функции рук отсутствие плохо развитой манипулятивной функции рук Отсутствие навыков самообслуживания Отсутствие навыков самообслуживания
5. Содержание деятельности психолога в инклюзивном процессе Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей инклюзивных классов и школы Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей инклюзивных классов и школы Проведение просветительской работы с педагогами инклюзивных классов и школы по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ Проведение просветительской работы с педагогами инклюзивных классов и школы по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции Проведение курсов индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы Проведение курсов индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы Проведение групповых занятий с учащимися инклюзивных классов по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи Проведение групповых занятий с учащимися инклюзивных классов по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам своеобразия взаимодействия с ребенком Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам своеобразия взаимодействия с ребенком Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка и т.д. и т.д.
6. Задачи тьютора в инклюзивном образовании Непосредственная помощь ребенку с ОВЗ в организации учебной деятельности и освоении учебного материала во время урока Непосредственная помощь ребенку с ОВЗ в организации учебной деятельности и освоении учебного материала во время урока Взаимодействие с педагогами инклюзивного класса и совместная разработка содержания и тактики обучения ребенка с ОВЗ Взаимодействие с педагогами инклюзивного класса и совместная разработка содержания и тактики обучения ребенка с ОВЗ Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы ребенка Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы ребенка Помощь ребенку с ОВЗ в процессе интеграции в образовательную и социальную среду школы Помощь ребенку с ОВЗ в процессе интеграции в образовательную и социальную среду школы Содействие формированию вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантной атмосферы принятия и поддержки Содействие формированию вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантной атмосферы принятия и поддержки Тесное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, содействие им в организации поддержки ребенка в домашних условиях Тесное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, содействие им в организации поддержки ребенка в домашних условиях
7.Формирование толерантного сознания к детям с ОВЗ в школе посредством проведения программы «Уроки доброты» Задачи программы Мобилизация внимания школьников к проблемам детей с ОВЗ Мобилизация внимания школьников к проблемам детей с ОВЗ Распространение ценностей толерантности и разъяснения необходимости личного участия в их судьбе Распространение ценностей толерантности и разъяснения необходимости личного участия в их судьбе Создание комфортной, безопасной среды для всех участников образовательного процесса Создание комфортной, безопасной среды для всех участников образовательного процесса Развитие чувства эмпатии, взаимопомощи, уважения ко всем людям, развитие чувства единства, сплоченности класса Развитие чувства эмпатии, взаимопомощи, уважения ко всем людям, развитие чувства единства, сплоченности класса Снижение защитных форм поведения, агрессивных установок тревожности Снижение защитных форм поведения, агрессивных установок тревожности Развитие личностных ориентиров на позитивное эмоциональное реагирование к суждениям и умозаключениям других людей Развитие личностных ориентиров на позитивное эмоциональное реагирование к суждениям и умозаключениям других людей Развитие самостоятельности в принятии решения, чувства принадлежности к обществу, самоуважения Развитие самостоятельности в принятии решения, чувства принадлежности к обществу, самоуважения
8. Психолого-педагогическая поддержка учителей Живой контакт с учителями и обсуждение вопросов эффективного сотрудничества с учеником и родителями Живой контакт с учителями и обсуждение вопросов эффективного сотрудничества с учеником и родителями Постоянное взаимодействие и оказание консультативной помощи учителям, для снижения рисков их профессионального выгорания Постоянное взаимодействие и оказание консультативной помощи учителям, для снижения рисков их профессионального выгорания Информационно – методическая поддержка Информационно – методическая поддержка