Логопедическое занятие в 7 «А» классе. Тема: «Причастия и их употребление в речи». Логопед: Макарова Н.В.
Цели занятия: уточнять и расширять словарный запас учащихся; уточнять и расширять словарный запас учащихся; учить различать имена прилагательные и причастия; учить различать имена прилагательные и причастия; развивать связную речь, обогащать причастиями; развивать связную речь, обогащать причастиями; Развивать внимание, восприятие, умение работать в паре, взаимоконтроль. Развивать внимание, восприятие, умение работать в паре, взаимоконтроль.
В.И.Даль
Сопоставьте слова в двух столбиках. В каком из них характеристика дается по цвету и качеству, а в каком – по действию? Зеленые зеленеющие (зеленеть) Багряные багровеющие(багроветь) Сухие засыхающие (засыхать)
Слова, обозначающие признак предмета по действию, - причастия.
Соображаем! Умеем мы безотлагательно Видеть в речи прилагательные. Теперь отыщи-ка, ДРУЖОЧЕК, ПРИЧАСТИЕ: Оно во всем принимает участие, Страдает оно или бездействует Но времени точно всегда соответствует.
Наблюдаем! Замечаем мы не сразу Зеленеющий в траве Яркий маленький огурчик, Притаившийся в листве.
Как мы будем различать Похожие очень внешне слова? Красный ? или Желтый ? Или Где причастие? Где прилагательное?
Яркий падающий снег Х Желтый кружащийся лист Х Веселый бегущий ручей Х
Дерево (какое?) маленькое, растущее зеленое, желтеющее
Составь словосочетания с причастиями по образцу. Тот путник, который устал, - уставший путник.Тот путник, который устал, - уставший путник. Тот человек, которого уважают – Тот человек, которого уважают – Тот враг, которого победили – Тот враг, которого победили – Тот юноша, который загорел – Тот юноша, который загорел – Тот школьник, который пишет сочинение - Тот школьник, который пишет сочинение -
Найдите причастия. На скамейке сидел дремлющий старик. На скамейке сидел дремлющий старик. От горящего полена шло уютное тепло. От горящего полена шло уютное тепло. Над водой поднялась пара встревоженных диких уток. Над водой поднялась пара встревоженных диких уток. Невдалеке виднелся дом с окрашенной в зеленый цвет крышей. Невдалеке виднелся дом с окрашенной в зеленый цвет крышей.
Как правильно? Фермер, (посеянный, посеявший) картофель, собрал большой урожай. Фермер, (посеянный, посеявший) картофель, собрал большой урожай. Юные туристы взобрались на скалу, (омывающую, омываемую) с трех сторон морем. Юные туристы взобрались на скалу, (омывающую, омываемую) с трех сторон морем. С моря подул свежий ветер, приятно (ласкающий, ласкающийся) лица ребят. С моря подул свежий ветер, приятно (ласкающий, ласкающийся) лица ребят. Московские строители, (построенные, построившие) город, дали ему название Дивногорск. Московские строители, (построенные, построившие) город, дали ему название Дивногорск.
Составьте диалоги с данными ниже вопросами. В ответах используйте сочетания: театр, находящийся в центре города; стадион, расположенный на окраине города; площадка, окруженная густым кустарником. Куда пошли гости? Куда пошли гости? Куда вернулись спортсмены? Куда вернулись спортсмены? Чем интересуются туристы? Чем интересуются туристы? Откуда вернулись ученики? Откуда вернулись ученики?
На картине А.А. Пластова «Первый снег» изображена зима _________. Снежинки _________ медленно ложатся на крыши изб и на _________ землю, оставляя кое-где темные прогалины. На крыльце _________ стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Он _________ выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка _________ выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети _________ смотрят на преображенный мир. Возможные ответы: принесшая радость всем; плавно кружащиеся; сгорающий от нетерпения; спешившая увидеть первый снег; широко раскрытые глаза. ; еще не замерзшая; усыпанный снегом
Что же такое причастие? Это часть речи, которая … Это часть речи, которая …