Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт специальной педагогики и психологии Санкт-Петербург Актуальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт специальной педагогики и психологии Современные проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в России Шипицына.
Advertisements

27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Транксрипт:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт специальной педагогики и психологии Санкт-Петербург Актуальные проблемы инклюзивного образования в современной России Шипицына Людмила Михайловна, ректор НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», заслуженный деятель науки РФ д.б.н., проф. Доклад на Региональном форуме профессионалов специального (коррекционного) образования г. Санкт-Петербург 17 февраля 2012 г.

Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ 365,1 тыс. 1990/91 уч.год 434,4 тыс. 2004/05 уч.год 480,3 тыс. 2010/11 уч.год 312,1 тыс. 281,3 тыс. 207,2 тыс. 53,0 тыс. 186,6 тыс. 132,2 тыс. В специальных (коррекционных) учреждениях: В специальных классах массовых школ: ,9 тыс. В обычных классах массовых школ: 464,4 тыс. 2009/10 уч.год 207,3 тыс. 119,5 тыс. 137,6 тыс.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Закон о специальном образовании в США (1975 г.) 1.Возможность обучения детей с ОВЗ в массовой школе. 2.Учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 3.Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ с административной ответственностью школы. 1.Возможность обучения детей с ОВЗ в массовой школе. 2.Учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 3.Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ с административной ответственностью школы. Проблемы внедрения интеграции в США неготовность учителя массовой школы к новому виду профессиональной деятельности; невозможность реализации программы интеграции административным решением и путем простого перевода детей с ОВЗ из специальной в массовую школу; необходимость значительной и длительной организационно- методической работы. неготовность учителя массовой школы к новому виду профессиональной деятельности; невозможность реализации программы интеграции административным решением и путем простого перевода детей с ОВЗ из специальной в массовую школу; необходимость значительной и длительной организационно- методической работы.

Массовая школа Ранняя социализация От социальной интеграции к педагогической Многоступенчатость педагогической интеграции Специальная школа Специальный класс Обычный класс Обычный класс I I II III Системный и индивидуальный уровни сопровождения в классе вне класса вне школы IV Коррекция отношений участников процесса интеграции друг ко другу учителя учащиеся родители учителя учащиеся родители V V Специальная школа Специальная школа учителя учащиеся родители учителя учащиеся родители Массовая школа Массовая школа

Что такое инклюзия? Малофеев Н.Н., 2010 Инклюзия = интеграция (синонимы) Назарова Н.М., 2009 Инклюзия = образовательная интеграция Екжанова Е., 2010 Интеграция – I этап инклюзии Боруцкая О., 2007 Интеграция – приспособление ребенка к среде Инклюзия – приспособление среды к ребенку Винзер М., 2010 Инклюзия – фундаментальная перестройка общего образования для удовлетворения запросов всех учащихся Grun Ch., 2001 Инклюзия – учет потребностей всех детей в условиях общего образования Gartner, Lipsky, 1987 Инклюзия – образовательная модель для всех учащихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях Малофеев Н.Н., 2010 Инклюзия = интеграция (синонимы) Назарова Н.М., 2009 Инклюзия = образовательная интеграция Екжанова Е., 2010 Интеграция – I этап инклюзии Боруцкая О., 2007 Интеграция – приспособление ребенка к среде Инклюзия – приспособление среды к ребенку Винзер М., 2010 Инклюзия – фундаментальная перестройка общего образования для удовлетворения запросов всех учащихся Grun Ch., 2001 Инклюзия – учет потребностей всех детей в условиях общего образования Gartner, Lipsky, 1987 Инклюзия – образовательная модель для всех учащихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях

Требования инклюзивного образования Системный подход (образовательный, социальный, нормативно- правовой, экономический) Законодательное реформирование системы образования под задачи интеграции Изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы Социальное партнерство массовой и специальной школ Социально-психологический аспект – формирование толерантности, изменение менталитета Командная работа специалистов (администратор, учитель, психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся Организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе Налаженная система ранней комплексной помощи Системный подход (образовательный, социальный, нормативно- правовой, экономический) Законодательное реформирование системы образования под задачи интеграции Изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы Социальное партнерство массовой и специальной школ Социально-психологический аспект – формирование толерантности, изменение менталитета Командная работа специалистов (администратор, учитель, психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся Организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе Налаженная система ранней комплексной помощи

Трудности внедрения модели инклюзии в РФ - 1.На уровне юридической – нет законодательной базы 2.На уровне финансирования – не предусмотрены материальные затраты на эти нужды 3.На уровне профессиональной деятельности – отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.) 4.На уровне общественного сознания – не сформированы необходимые социально-психологические установки. 1.На уровне юридической – нет законодательной базы 2.На уровне финансирования – не предусмотрены материальные затраты на эти нужды 3.На уровне профессиональной деятельности – отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.) 4.На уровне общественного сознания – не сформированы необходимые социально-психологические установки. отсутствие готовности принимать «не таких» детей в систему массового образования:

Цель специального образования Малофеев Н.Н., 2010 Введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из него Лубовский В.И. и др., 1996 Создание адекватных условий обучения детей с ограниченными условиями здоровья и их социальной реабилитации Шипицына Л.М. и др., 1995 Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и достижение потенциально возможного уровня образования в соответствии со ступенью и вариантом обучения Малофеев Н.Н., 2010 Введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из него Лубовский В.И. и др., 1996 Создание адекватных условий обучения детей с ограниченными условиями здоровья и их социальной реабилитации Шипицына Л.М. и др., 1995 Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и достижение потенциально возможного уровня образования в соответствии со ступенью и вариантом обучения

Определение стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010 совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Концепция ФГОС специального образования, 2010 (под ред.Н.Н.Малофеева) система норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья Концепция ФГОС специального образования, 1996 (под ред.В.И.Лубовского) образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и (или) психических недостатков обучающихся Концепция ФГОС специального образования, 1995 (под ред.Л.М.Шипицыной) комплекс норм и требований, отражающих специфику образования специальных (коррекционных) школ Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010 совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Концепция ФГОС специального образования, 2010 (под ред.Н.Н.Малофеева) система норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья Концепция ФГОС специального образования, 1996 (под ред.В.И.Лубовского) образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и (или) психических недостатков обучающихся Концепция ФГОС специального образования, 1995 (под ред.Л.М.Шипицыной) комплекс норм и требований, отражающих специфику образования специальных (коррекционных) школ

Цель: достижение потенциально возможного уровня образования, соответствующего ступени и варианту обучения, формирование компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений в развитии Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, лечебно-восстановительное реабилитационное воздействие Профессиональное образование на базе начальной и основной школы Профессиональное образование на базе средней школы Психолого-педагогическая диагностика, диагностический класс I ступень Начальная школа 1-4 кл. (4-5 лет) I ступень Начальная школа 1-4 кл. (4-5 лет) I вариант Цензовое обучение 1-4 кл. (4 года) I вариант Цензовое обучение 1-4 кл. (4 года) II вариант Коррекционно- развивающее обучение 1-4 кл. (4 года) II вариант Коррекционно- развивающее обучение 1-4 кл. (4 года) III вариант Компенсаторно- адаптационное обучение (5 лет) III вариант Компенсаторно- адаптационное обучение (5 лет) II ступень Основная школа 5-11 кл. (6-7 лет) II ступень Основная школа 5-11 кл. (6-7 лет) III ступень Средняя школа кл. (2 года) III ступень Средняя школа кл. (2 года) IV вариант Абилитационное обучение «Особый ребенок» (5-6 лет) IV вариант Абилитационное обучение «Особый ребенок» (5-6 лет) I вариант Цензовое обучение 5-9 кл. (5 лет) I вариант Цензовое обучение 5-9 кл. (5 лет) II вариант Коррекционно- развивающее обучение 5-9 кл. (6 лет) II вариант Коррекционно- развивающее обучение 5-9 кл. (6 лет) III вариант Компенсаторно- адаптационное обучение (5 лет) III вариант Компенсаторно- адаптационное обучение (5 лет) I вариант Цензовое обучение кл. (2-3 года) I вариант Цензовое обучение кл. (2-3 года) Формы образования Школьное Интегрированное Вечернее (очно- заочное) Экстернат Дистанционное Надомное

ФГОС (2010) – совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям основной образовательной программы ФГОС (2010) Общие образовательные потребности Особые образовательные потребности Единство образовательного пространства РФ Учитывает Обеспечивает Условия для индивидуального развития всех учащихся В основе стандарта: Системно-деятельностный подход – - воспитание и развитие личности учащихся, - пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся. Системно-деятельностный подход – - воспитание и развитие личности учащихся, - пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся. Основная образовательная программа Обязательная часть Вариативная часть Обязательная часть Вариативная часть Обязательная часть Вариативная часть Программа коррекционной работы Обязательная часть Вариативная часть Программа коррекционной работы

Новые образовательные стандарты в школе Переход от учебных планов к компетенциям Переход от конкретного содержания занятий к основным умениям и навыкам, т.е. универсальным учебным действиям (УУД) Опираются на концепцию духовно- нравственного развития (идеалы и ценности) Изменение контроля: от начальных условий к результатам педагогического процесса, т.е. создание программы оценки УУД

Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность способов действия, обеспечивающих способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Образовательный стандарт предполагает, что у учащегося будут сформированы 4 группы универсальных учебных действий: личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация; регулятивные – управление своей деятельностью; коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные – работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций. Образовательный стандарт предполагает, что у учащегося будут сформированы 4 группы универсальных учебных действий: личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация; регулятивные – управление своей деятельностью; коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные – работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА Обычный класс Классификация типов классов в основной школе Подготовительный класс (русский язык) (1-2 года) Специальный класс Стартовый (диагностический) класс (1 год)

Целесообразность обучения в диагностическом классе ребенка 7 лет с ограниченными возможностями здоровья Целесообразность обучения в диагностическом классе ребенка 7 лет с ограниченными возможностями здоровья Недостаточная психологическая и социальная зрелость ребенка для обучения в школе Возможности адаптации к школе и новым видам деятельности Формирование коммуникативных умений и навыков Формирование первоначальных академических знаний и жизненных компетенций с учетом реальных возможностей учащихся Психолого-педагогическая диагностика в динамике процесса обучения Подбор эффективной коррекционно-развивающей программы занятий и сопровождения специалистов-дефектологов и психологов (на основе индивидуального и дифференцированного подходов) Формирование у родителей учащихся адекватного отношения к включению в среду нормально развивающихся сверстников и обучению их, оказанию помощи школе при инклюзивном образовании Недостаточная психологическая и социальная зрелость ребенка для обучения в школе Возможности адаптации к школе и новым видам деятельности Формирование коммуникативных умений и навыков Формирование первоначальных академических знаний и жизненных компетенций с учетом реальных возможностей учащихся Психолого-педагогическая диагностика в динамике процесса обучения Подбор эффективной коррекционно-развивающей программы занятий и сопровождения специалистов-дефектологов и психологов (на основе индивидуального и дифференцированного подходов) Формирование у родителей учащихся адекватного отношения к включению в среду нормально развивающихся сверстников и обучению их, оказанию помощи школе при инклюзивном образовании

Индивидуальный план коррекционно-развивающего обучения при инклюзивном образовании Общая характеристика слабых и сильных сторон подготовленности учащегося и необходимости специального обучения. Пути повышения эффективности обучения. Цели и задачи ближайшего и перспективного планирования процесса обучения. Количество необходимых дополнительных часов в годовом плане по усвоению отдельных дисциплин программы. Перечень предметов, в которых учащийся нуждается в дополнительном специальном обучении. Цели и задачи в изучении отдельных отстающих предметов, их содержание и необходимое количество часов для каждого конкретного учащегося. Методы педагогического контроля и оценки процесса специального обучения. Перечень вспомогательных средств, методов и учебных материалов, необходимых в процессе специального образования. Возможные методы совместной работы ученик- учитель-родитель. Характеристика схемы совмещения специального обучения с обычным или организации специального обучения во временной группе или индивидуально со специалистом- дефектологом. Общая характеристика слабых и сильных сторон подготовленности учащегося и необходимости специального обучения. Пути повышения эффективности обучения. Цели и задачи ближайшего и перспективного планирования процесса обучения. Количество необходимых дополнительных часов в годовом плане по усвоению отдельных дисциплин программы. Перечень предметов, в которых учащийся нуждается в дополнительном специальном обучении. Цели и задачи в изучении отдельных отстающих предметов, их содержание и необходимое количество часов для каждого конкретного учащегося. Методы педагогического контроля и оценки процесса специального обучения. Перечень вспомогательных средств, методов и учебных материалов, необходимых в процессе специального образования. Возможные методы совместной работы ученик- учитель-родитель. Характеристика схемы совмещения специального обучения с обычным или организации специального обучения во временной группе или индивидуально со специалистом- дефектологом.

Психолого-педагогический контроль и оценка учащихся по индивидуальному плану Психолого-педагогический контроль и оценка учащихся по индивидуальному плану Индивидуальные собеседования ребенок-родитель-учитель в начале и конце учебного года. Составление индивидуального плана. Систематический контроль за выполнением индивидуального плана и его постоянная коррекция. Оценка знаний, основанная на достижении персонально поставленных задач в обучении. Балльная, устная и письменная оценка учащихся, обучающихся по индивидуальному плану. Педагогический контроль и оценка знаний учащихся, помогающие улучшению мотивации в обучении в школе. Утвержденная программа тестирования по основным предметам в осенний и весенний периоды. Тестирование когнитивных способностей. Индивидуальные собеседования ребенок-родитель-учитель в начале и конце учебного года. Составление индивидуального плана. Систематический контроль за выполнением индивидуального плана и его постоянная коррекция. Оценка знаний, основанная на достижении персонально поставленных задач в обучении. Балльная, устная и письменная оценка учащихся, обучающихся по индивидуальному плану. Педагогический контроль и оценка знаний учащихся, помогающие улучшению мотивации в обучении в школе. Утвержденная программа тестирования по основным предметам в осенний и весенний периоды. Тестирование когнитивных способностей.

Уровни сопровождения и контроля Этапы I – в классеII – вне классаIII – вне школы 1. Диагностика проблемКлассный учитель (специальный педагог) Специальный психолог, педагог, логопед Специалисты ППМС-службы и/или специальной школы 2. Анализ проблем 3. Разработка плана коррекционной работы 4. Коррекция проблем 5. Оценка результатовМетодсовет или педсовет Педсовет или консилиум ПМПК (направление в спецшколу)