Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Выполнила учитель-логопед общеобразовательных школ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Advertisements

Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у обучающихся Мартынова Г.Г.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.
Что такое дисграфия?. Им трудно было овладеть письменной речью… Томас ЭдисонАгата КристиАльберт Эйнштейн Ганс Христиан Андерсен Генри ФордУолт ДиснейТом.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Взаимодействие в работе логопеда и учителя. Проблема дисграфии Учитель-логопед МОУ «СОШ 19» г.Удачный Багдасаева Мария Александровна Семинар – практикум.
Транксрипт:

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Выполнила учитель-логопед общеобразовательных школ Сергеева О. Р.

«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания». К. Д. Ушинский

Актуальность темы По последним исследованиям нарушения устной и письменной речи имеют: в общеобразовательных школах – 10% учащихся; в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи – 20% учащихся; в школах для детей с ЗПР – 20% учащихся; во вспомогательных школах – 50% учащихся.

Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в которых принимают участие разные анализаторы: 1) 1) речеслуховой; 2) 2) речедвигательный; 3) 3) зрительный; 4) 4) общедвигательный.

Последовательность работы анализаторов во время акта письма Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог – звук; Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему; Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов; Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.

Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ), участвующих в процессах письма и чтения.

Знаменитые дислексики и дисграфики Не заметить этого дислексика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислексиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же он из рук вон плохо читал и писал… Черчилль Форд Дисней Дастин Хоффман

Проблемные вопросы дисграфии и дислексии Ухудшение здоровья современных младших школьников. Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью. Разнообразие этиопатогенетических механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения, школьная дезадаптация).

Виды дисграфии Акустическая На почве истерии На почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Артикуляторно – акустическая Аграмматическая

Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск букв и слогов; замена букв; смешение букв; перестановка букв и слогов; вставка гласных букв. Ошибки на уровне слова: отдельное написание частей слова; написание вместе двух самостоятельных слов; ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза. Ошибки на уровне словосочетания и предложения: отсутствие обозначений между предложениями; несогласование членов предложения в роде, числе и падеже; трудности в употреблении предлогов.

Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи.

Ошибки на уровне буквы и слова. Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза. Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки (барабан – «брбн»). Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»). Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»). Добавление лишней буквы, чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»). Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем). Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки. Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»); гласные о – у, ё - ю; заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»); соноры л – р, й – л, м –н; свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ; аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с. Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании. Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительный анализатор.

Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и дислексией: Ежедневно в течение 5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы Каждый день писать короткие диктанты карандашом Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Основные правила во время занятий с учащимися 1) 1) Режим благоприятствования 2) 2) Отказ от проверок на скорость чтения 3) 3) Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению 4) 4) Подход «больше читать и писать» успеха не принесет 5) 5) Не показывать свою эмоциональную вовлеченность

Спасибо за внимание!