ГБОУ СОШ «Школа здоровья» 464 Учитель-логопед Озолина Юлия Николаевна «Особенности подхода в работе с детьми с ОВЗ» Москва 2012 г.
Денис Нарушение слухо-речевой памяти; нарушение фонематического слуха; нарушение грамматического строя речи; нарушение слоговой структуры; бедный словарь; нарушение зрительно- моторной координации; нарушение процесса чтения;. нарушение языкового анализа и синтеза; нарушение процесса письма.
Основные направления работы Слово: предметы, действия, родственные слова Предложение: основные признаки, вариативность порядка слов Письмо и чистописание Связная письменная речь Звуки и буквы: гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие
1 класс
2 класс
Мониторинг письменной речи
Антон Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: Пропуски согласных при стечении (дожи-дожди); Пропуски гласных (тчка-тачка); Перестановки букв (кулка-кукла); Добавления букв (весная-весна); Пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед); Слитное написание слов, неверное их разделение
Работа на уроке
1. Развитие анализа структуры предложения Запись предложений по зрительной памяти. Дятел громко стучит клювом по дереву. Найди лишнее слово. Прочитай предложения. Убери слово, чтобы предложение стало верным. Маленький Саша весело заплакал. По дороге полз колючий гладенький ёжик. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны. Составь из слов предложения. Учитель, дети, учить. Проставь точки у Феди была собака её звали Жучка один раз мальчик запряг Жучку в санки собака немного прокатила Федю потом увидела кошку и бросилась за ней санки перевернулись Федя упал
Игры 1. Обозначь цифрой Прослушать предложения, определить, на каком месте находится слово солнце ; цифры записать в тетради. Тот, у кого в сумме 20 – выиграл. Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садиться прямо в море. Солнце щедро льёт свои лучи на землю. Зимнее солнце освещало верхушки сосен. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце. 2.Будь внимательным Записать слова на одной странице, а предложения на другой. Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют это время грустным. Дождь. Деревья стоят голые. Везде лужи. 3.Ответь на вопрос одним словом. -Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) -Какую бумагу используют для письма школьники? (Линованную) -Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Мокрым) -Стрекоза - это маленькая птица? (Насекомое) -Звуки - это то, что мы слышим? (Да) -Зимой дни короче, а ночи? (Длиннее)
2.Развитие слогового и звукобуквенного анализа и синтеза
Логогрифы (придумывание слов путем прибавления или отбрасывания одной буквы): усы – бусы, ус. Анаграммы (перестановки букв): с,н,о – нос, сон. Метаграммы (замена одной буквы на другую): сом-ком-лом. Тест Мюнстерберга (найди спрятанное слово):беитрансолнцеюджмыокноггщшатмашина. Чтение слоговых таблиц в правильной последовательности : шо9ше11шу6шо2 ши14шу12ша12ши8 ша13ши17ше1ша5 3. Работа с ребусами, кроссвордами
Вероника