Проблеми преподавания математики в 4 классе в условиях перспективности и преемственности со средним звеном
Педагогическая точка зрения: Новое поколение детей существенно отличается по своим учебным возможностям от прежних: Их внимание менее устойчиво и как следствие этого, им трудно слушать и слышать учителя, одноклассников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – сказывается, видимо, перегрузка тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате учащиеся делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают задачи, снижается техника чтения.
Результаты исследований – А класс
Результаты анкетирования – Б класс
Проблема: При переходе из младшей школы в среднюю успеваемость учащихся по предмету, мотивация к учебе, активность на уроках падает.
Результаты изучения уровня мотивации: Уровни мотивации5а5б Кол-во% % Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности 415,4%1038,5% Хорошая школьная мотивация 519,2%415,4% Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами 415,4%831% Низкая школьная мотивация 415,4%311,4% Негативное отношение к школке школьная дезадаптация 934,6%13,7%
Результаты анкетирования
Порівняльна таблиця наслідків проведення контрольних робіт на кінець II семестру 4 класу та початок І семестру 5 класу Клас П.І.Б. вчителя Всього учнів у класі Виконували роботу Підсумки контрольної роботи Клас П.І.Б. вчителя Всього учнів у класі Виконували роботу Підсумки контрольної роботи РІЗНИЦЯ % якості Високий Достатній % якості Середній Початковий Високий Достатні % Середній Початковий ЯКОСТІ 4-А Лентяева Г.Н А Бухтиярова О.Н Б Сухачева Л.Н Б Бухтиярова О.Н Всього
Общие причины проблем преемственности в преподавании математики в период перехода младших школьников в основное звено Психологический стресс, связанный с адаптацией к обучению в среднем звене (половое созревание, резкая смена требований, кабинетная система, смена учителей и др.). Динамичная модель «портрета» выпускника младшей школы. Несовершенство учебных программ и учебников, методических пособий. Слабая теоретическая и практическая подготовка учащихся. Отсутствие практического применения знаний. Расхождение требований к учащимся учителей начальной школы и учителя 5-го класса. Недостаточное применение здоровьезберегающих методов обучения. Недостаточный учет физиологических и психологических особенностей учащихся в преподавании математики.
Индикаторы готовности младших школьников к обучению в средней школе Сформированость основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал Развитая творческо-поисковая активность Способность к сотрудничеству Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками
У выпускника младшей школы должны быть сформированы: работать по алгоритму; самостоятельно составлять алгоритм; владеть методами самоконтроля; уметь оценить ответ одноклассника. владеть техникой чтения в соответствии с возрастом; уметь работать с учебником; уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно- публицистической литературой. Учебно-организационные умения: Учебно-информационные умения:
Учёт физиологических и психологических особенностей учащихся в преподавании математики а) С 6 до 11 лет – I этап (80% жизненных сведений) С 15 до 17 лет – II этап б) 0-2 лет – 85% 7-8 лет – с 50% до 10% лет – 3-4% в) Мальчики – «исследователи» 7000 слов Девочки – «хранители информации» слов Девочки послушай, запомни повтори посмотри Мальчики догадайся пойми
Отдельные проблемы реализации преемственности в преподавании математики, выделенные учителями начальной школы Незнание учителями 5-х классов программы начальной школы. Несвоевременность передачи результатов мониторинговых исследований. Различие требований к оформлению условий и решения текстовых задач. Учитель 5 класса не достаточно следит за каллиграфией учащихся, выполнением орфографического режима, редко проверяет тетради. В 5 классе на уроках мало используются игровые приемы работы. Редкость использования в 5 классе на уроках физминуток. Невладение учителями среднего звена видами задач, которые даются в младших классах. Недостаточное разъяснение домашнего задания в 5 классе. Неиспользование формул, символики в начальной школе. Различие приемов и форм работы с учебником.
Пути решения проблемы преемственности 1)успешная адаптация 2)организационный подход 3) содержательный подход
Сопоставление действий учителя начальных классов и учителя основной школы Учитель начальных классовУчитель основной школы Разработать и реализовывать модель выпускника начальных классов. Выучить возрастные особенности учащихся 5 класса. Ознакомиться с содержанием программ 5 класса: Установить межпредметные связи; Проводить пропедевтическую работу. Ознайомиться с содержанием программ 4 класса: Установить межпредметные связи; Опираться на полученные знания. Виучить воспитательную систему Привлекать к мероприятиям начальной школы учеников 5 класса. Закреплять и расширять позитивные качества личности, сформированные на предыдущем этапе; Привлекать к мероприятиям основной школы учеников 4 класса.
Учитель начальных классовУчитель основной школы Согласовать требования к учащимся, а также к формам, методам и приемам работы: Снизить чрезмерную опеку над учениками Увеличить объем разных видов самостоятельной работы. Обеспечить переход от использования ярких наглядных пособий до схематических. Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения. Систематически добиваться логических доказательств, выводов, обобщений. Использовать методы и приемы, характерные для 5 класса. Осуществлять дифференцированный подход, проводить разноуровневые проверочные работы. Увеличить опеку над учениками. Постепенно увеличивать разные виды самостоятельной работы. Использовать разные виды наглядности: схемы, рисунки, диаграммы. Проводить больше тренировочных упражнений с глубоким анализом выполнения. Систематически добиваться логических доказательств, учитывая возрастные особенности. Использовать методы и приемы, характерные для учеников лет. Осуществлять дифференцированный подход, проводить разноуровневые проверочные работы. Владеть методикой переключения внимания, смены деятельности. Разработать согласованное с учителем-предметником планирование раздела «Повторение» в апреле-мае 4 класса. Разработать согласованное с учителем начальных классов планирование раздела «Повторение» в сентябре 5 класса. Согласовывать содержание контрольных работ по итогам повторения с учителями-предметниками 5 классов. Согласовывать содержание проверочных работ зпо итогам повторения с учителями начальных классов.
Деятельностный метод Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» ) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний Рефлексия учебной деятельности
Интерактивные приемы стимуляции познавательной активности учащихся «Мозговой штурм»; «Дерево ожиданий»; «Ковер идей»; «Доска вопросов»; «Дерево решений»; «Автобусная остановка»; «Обмен учебником»; «Ромашка».
Противоречие элемента Если…То (+)Но (-) + -
В математике речь всегда идет про преобразование. Преобразования происходят при помощи оператора. Таким оператором может быть: знак математической операции; геометрическое преобразование; любое сочетание преобразований. БылоСталоЧто произошло? Вывод )Число увеличилось на 32 2) Число увеличилось в 174/142 раз + Действие сложения * Действие умножения
Образцы заданий по развитию мышления.
Логически-поисковые задания.
Нестандартные задачи.
Практические задачи Темы математики, требующиеся для решения задач Что находится внутри Земли? Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырехугольника. Окружность и круг Много ли на Земле льда? Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел Сравнение четырёхзначных чисел Много ли на Земле суши? Площадь. Масштаб. Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи
« Мозговая гимнастика»- упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения. «Качания головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
« Мозговая гимнастика» (продолжение)-коррегирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же. Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. «Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша. «Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Урок математики в 4 классе «Повторение пройденного по теме «Решение задач на движение»
Цели и задачи урока - развивать вычислительные навыки; - совершенствовать умение решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние; - закреплять умение решать уравнения; - развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения; - способствовать формированию интереса к предмету.
Оборудование: рисунки сказочных героев, карточки самоконтроля, маршрутные листы, «Модули», «сердечки» трёх цветов для каждого ученика, учебник.
Условные обозначения в «Модуле»: ВК – входной контроль; УЭ – 1 – решение уравнений; УЭ – 2 – решение задачи; УЭ – 3 – решение сложной задачи; УЭ – 4 – задание творческого характера; УЭ – 5 – резюме; УЭ – 6 – рефлексия.
1. Организационный момент. Ребята, сегодня на урок математики пришел Кузя герой компьютерных игр, он пришел не один, а привел свою подружку Кузину. Они оба работают на компьютере, но с машиной случилось несчастье. В одном из ее блоков поселился электронный вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя с Кузиной просят, чтобы мы помогли определить номер блока, пораженного вирусом. Его заменят, и компьютер снова будет работать.
ВК – входной контроль Решение примеров. Цель: развивать вычислительные навыки
Методические указания Прочитай примеры. Вспомни таблицу умножения. Запиши ответы за 1 минуту. Поменяйся листочками с соседом. Сравни ответы с карточкой самопроверки. Оцени работу товарища. Если есть ошибки, объясни.
Карточка самопроверки 2 х 6 = 12 7 х 4 = 28 7 х 5 = 35 8 х 4 = 32 3 х 5 = 15 9 х 9 = 81 5 х 5 = 25 5 х 4 = 20 4 х 9 = 36 8 х 2 = 16 7 х 6 = 42 7 х 3 = 21 6 х 4 = 24 9 х 3 = 27 7 х 7 = 49 2 х 9 = 18 3 х 6 = 18 4 х 4 = 16 6 х 6 = 36 9 х 7 = 63
УЭ – 1 – решение уравнений Цель: продолжить работу по формированию умения решать уравнения. 1. Используя числа 240, 3, 720 и неизвестную Х, составьте уравнения.
Методические указания Работа в группе. Постарайтесь составить из данных чисел примеры на умножение, затем на деление. Замените в левой части равенства один из компонентов неизвестным. Сравните ваши уравнения с контрольной карточкой. Командир группы оценит ваше участие в работе. Группа, решившая быстрее всех, отчитывается у доски.
Контрольная карточка 240 х Х = : х = 240 Х : 240 = 3 Х х 3 = : х = 3 Х : 3 = 240
Реши уравнение I уровень II уровень синяя карточка желтая карточка Х 8 = 96 Х х 7 = 140 х 2 III уровень красная карточка Х х = 200 х 4
Методические указания Работай индивидуально. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. Реши уравнение. Поменяйся тетрадями с соседом. Сравни решение с карточкой самопроверки. Оцени работу товарища. Если есть ошибки, объясни. Почему нужно решать именно так?
Карточка самопроверки Х х 7 = 140 х 2 Х х = 200 х 4 Х х 7 = 280 Х х = 800 Х = 280 : 7 Х х 6 = Х = 40 Х х 6 = х 7 = 140 х 2 Х = 420 : = 280 Х = х = 200 х = 800
УЭ – 2 – решение задачи Цель: закрепить знания связи между величинами скорость, время, расстояние с помощью решения простой задачи.
Методические указания Работа в группе. Обсудите условие вашей задачи. Сформулируйте вопрос. Подумайте, все ли эти данные соответствуют условию задачи. Решите задачу. Оцените свою работу в группе самостоятельно.
Реши задачи 1 уровень Избушка на курьих ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой средней скоростью бежала избушка ? 2 уровень Иван – царевич за 3 часа проехал на волшебном коне 45 км. За сколько времени он преодолеет расстояние 60 км, если скорость останется прежней? 3 уровень Водяной плывёт 12 км за 4 часа, а Баба – Яга на метле пролетает это же расстояние за 2 часа. На сколько километров в час средняя скорость Бабы – Яги больше?
Карточка самопроверки 1 уровень Решение: 72 : 8 = 9 (км/ч) – скорость избушки 2 уровень Решение: 1) 45 : 3 = 15 (км/ч) 2) 60 : 15 = 4 (ч) 3 уровень Решение: 1) 12 : 4 = 3 (км/ч) 2) 12 : 2 = 6 (км/ч) 3) 6 – 3 = 3 (км/ч)
УЭ – 3 – решение сложной задачи Цель: совершенствовать умение решать составные задачи с величинами скорость, время, расстояние, развивать мыслительные операции.
Методические указания Работа в группе. Обсудите в группе задачи; определите, какой уровень трудности вы выдержите? Запишите задачу кратко. Запишите решение задачи с пояснениями. Командир группы выставляет оценку за участие в работе. Группа, решившая быстрее всех, отчитывается о работе у доски.
Следующее задание «Модуля» 1 уровень – учебник 2 уровень – учебник 3 уровень – задача в «Модуле» «Иван – царевич, пытаясь отыскать Василису Прекрасную, преодолел расстояние в 565 км. Ему пришлось 8 часов пробираться нехожеными лесами со скоростью 5 км/ч, затем он 3 ч скакал на лошади, потом летел 4 ч на ковре – самолёте со скоростью 120 км/ч. С какой скоростью ехал Иван – царевич на лошади?»
Карточка самопроверки 1 уровень Решение: (30 : 6) + (35 : 7) = 10 (ч) 2 уровень Решение: 1) 85 х 6 = 510 (км) 2) 870 – 510 = 360 (км) 3) 360 : 4 = 90 (км/ч) 3 уровень Решение: 1) 5 х 8 = 40 (км) 2) 120 х 4 = 480 (км) 3) = 520 (км) 4) 565 – 520 = 45 (км) 5) 45 : 3 = 15 (км/ч)
УЭ – 4 – задание творческого характера Цель: учиться применять полученные знания при решении сложной задачи.
Методические указания Прими участие в работе класса. Составь уравнение. Реши уравнение. Если затрудняетесь, попросите помощи учителя.
Карточка самопроверки 5 х 8 + Х х х 4 = Х х = 565 Х х 3 = 565 – 40 – 480 Х х 3 = 45 Х = 45 : 3 Х = 15 5 х х х 4 = = 565
УЭ – 5 – резюме Резюме Цель: подвести итог работы. Прими участие в работе класса. Сделай выводы. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. Мы прошли все блоки нашего «Модуля», Кузя и Кузина ждут от нас ответа, где же спрятался вирус? Можете вы ответить на этот вопрос? Что необычного вы заметили в наших задачах? Книги из библиотеки решили, что сказок вы читаете очень мало, не умеете их рассказывать. Герои сказок очень обиделись на вас. Вирус в наш компьютер пришёл из этих книг.
УЭ – 6 – рефлексия Цель: оценить работу учащихся на уроке Поставить себе в маршрутном листе оценку за работу на уроке. Поставь оценку классу на уроке. Оцени, как работали твои товарищи.
Маршрутный лист ВК ________________________ УЭ - 1 _____________________ УЭ – 2 _____________________ УЭ – 3 ______________________ УЭ – 4 ______________________ Контроль ____________________ Итого _______________________
Итог урока Ребята, если мы посмотрим, сколько мы сумели сделать за урок, то увидим, что урок даром не прошёл. А помогали нам в этом наши верные друзья – цифры! От нуля и до нуля не дойти без костыля, (1) Не добраться без лошадки, (2) Без витой ватрушки сладкой, (3) Без винтовки со штыком, (4) Без кошевки с облучком, (5) Без шелкова кнутика, (6) Без кривого прутика, (7) Без шаров и бубенца (8, 9) Не отъехать от крыльца! (Т. Белозёров)
Спасибо за внимание!