«Формирование орфографического навыка у младших школьников» МО 3- их классов МОУ лицей 4 Васько М. Е уч. год
Орфографическая грамотность – основа правописания Минимальные и обязательные требования к обучению письму : Воспитание серьёзного, внимательного отношения к слову и его письменному оформлению. Воспитание серьёзного, внимательного отношения к слову и его письменному оформлению. Установление определённого орфографического режима. Установление определённого орфографического режима. Постоянная забота о культуре письма. Постоянная забота о культуре письма.
Орфографический навык и условия его формирования Группы навыков: 1.Навыки, формируемые на фонетико- словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов). 2.Навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).
Этапы решения орфографических задач: 1. Увидеть орфограмму в слове 2. Определить её вид 3. Определить шаги и их последовательность Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.
Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме.
Важнейшие условия овладения навыком : 1. Знание правил 2. Знание приёмов, правил и умение их применять 3. Упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение 4. Высокий уровень преподавания орфографии 5. Связь между сформированием орфографических навыков 6. Вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений младших школьников в применении орфографических правил
Роль повторений в формировании орфографического навыка «Хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем, быстро движется вперёд»,- К.Д.Ушинский.
Списывание - сплошное или выборочное ; - учебное или контрольное ; - простое или сложное ; - по вопросам ; - творческое
Орфографический разбор - эффективен на первой стадии обучения ; - бывает полным, частным, тематическим ;
Диктант - по структуре текста - по назначению - по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма - по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста
Изложение - зрительные или слуховые - полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые - повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие - обучающие и контрольные - с грамматическим заданием и без него
Сочинение - по источникам материала - по степени самостоятельности - по жанрам - по стилю
Вывод : Не разнообразие упражнений, а их целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его неуклонного развития, приносит положительный эффект.