Внедрение системы менеджмента качества как условие конкурентоспособности ОУ СПО (отчет о проделанной работе за период с г. по г.) Сафарова И.В., заместитель директора по качеству ГАОУ СПО «Тетюшский педагогический колледж»
Качество образования – это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста многообразным потребностям личности, общества и государства.
Для интеграции образовательной услуги в российское и мировое образовательное пространство приоритетным фактором ее конкурентоспособности будет оставаться качество.
Качество деятельности ОУ рассматривается сегодня как достижения в различных сферах его деятельности: подготовка выпускников; разработка учебных программ, пособий и учебных занятий; наличие качественного преподавательского состава; уровень исследовательской работы; взаимодействие с рынком труда и участие ОУ в трудоустройстве выпускников; развитие инфраструктуры ОУ и т.д.
Актуальность менеджмента качества в образовании: Организация комплексной оценки деятельности ОУ, включающая оценку системы обеспечения качества образования. Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов. Ужесточение требований потребителей и заинтересованных сторон к образовательным услугам. Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская декларация), которое требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
Основные документы: 1.ФЗ «Об образовании»; 2.IWA 2:2003 «Система менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2000 в образовании»; 3.ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению в сфере образования».
Основные факторы:
Основные понятия Система менеджмента качества – совокупность элементов для разработки Политики и целей в области качества и достижения этих целей [ГОСТ Р ИСО 9000:2001]. Система менеджмента качества – это инструмент, позволяющий достигнуть поставленные цели организации.
Что дает внедрение СМК в ОУ? Основная цель внедрения СМК– обеспечение непрерывного и устойчивого развития организации.
СМК даст основу для разработки и реализации программы действий, призванных обеспечить: достижение стратегических целей реализацию конкурентных преимуществ колледжа определяет все основные мероприятия по разработке инструментов совершенствования: -качества образовательной деятельности; -исследований; -информатизации; -инновационной деятельности; -корпоративной культуры.
Задачи внедрения СМК вТетюшском педагогическом колледже: 1.Контроль за соблюдением требований и норм федеральных государственных образовательных стандартов в колледже. 2.Осуществление системы мероприятий по внутреннему аудиту, мониторингу качества и обеспечению возможности квалифицированного использования их результатов для принятия управленческих решений.
Основа СМК - Цикл Деминга ( 4 этапа внедрения и реализации СМК в ТПК):
1 этап внедрения( март-сентябрь 2011г.) ПЛАНИРУЙ! (аудит, планирование качества)
С учетом требования ФГОС СПО педагогическим советом Тетюшского педагогического колледжа было принято решение о внедрении системы менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9001, в которых главной идеей является идея развития и прогресса организации, создающей у себя СМК.
Миссия ГАОУ СПО «Тетюшский педагогический колледж»: максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков ОУ, ориентированных на формирование прослойки современной интеллигенции.
Стратегия развития Тетюшского педагогического колледжа: повышение соответствия качества подготовки специалистов к потребностям регионального развития.
Мероприятия 1 этапа: сформулированы миссия, стратегия, руководство по качеству; заключен Договор о сотрудничестве с Институтом проблем качества РТ; разработан проект Центра непрерывного образования на базе ТПК; расширено информационное наполнение сайта ТПК; пополнение баннеров на информационных ресурсах Интернет (интернет-энциклопедии «Кто есть кто», «Мое образование»)
Мероприятия 1 этапа: создана правовая база для PR-акций: заключен Договор о сотрудничестве с Управлением федеральной почтовой связи; заключен Договор о сотрудничестве с НМЦ ПО ИРО: экспертиза РУП; сформированы рабочие группы по проведению внутреннего аудита; разработаны критерии внутреннего аудита; обмен опытом: выступление на Республиканской конференции «Инновационные технологии контроля качества» на базе политехнического колледжа, Набережные-Челны.
Мероприятия 1 этапа: проанализированы следующие показатели качества государственной услуги в ТПК : + ! качество знаний обучающихся+! качественный состав ПС+! информационно- образовательная среда ОУ+! профессионально-общественное взаимодействие+! уровень корпоративной культуры+! организационное обеспечение деятельности+! материально-техническая база+!
Мероприятия 1 этапа: организован обмен опытом на секции «Качество образовательной услуги как фактор конкурентоспособности ОУ» на Республиканской научно-практической конференции в рамках Республиканского гуманитарного Форума «Образовательная революция – символ развития человечества в XXI веке»
Следующие этапы внедрения СМК: 2 этап Делай ! Управление качеством ( октябрь-декабрь 2011г.) 3 этап Проверяй! Оценка качества ( январь 2012г.) 4 этап Действуй! Улучшение качества-корректировка ( февраль-июнь 2012г.)
Осмысление деятельности СМК с позиции критериев Международных стандартов позволит: - разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности; - исключить дублирование процедур; - создать систему контроля на основе планов по качеству; - повысить эффективность организационной структуры; - четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства; - четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы; - более эффективно распоряжаться ресурсами.
Дорога к качеству бесконечна… Эдвард Деминг