Описание педагогического опыта
Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
Информационный блок: 1.Наименование темы опыта. 2.Сведения об авторе опыта. 3.Условия возникновения, становления опыта. 4.Актуальность опыта. 5.Диапазон опыта. 6.Длительность работы над опытом.
Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения о социальной среде, ДОУ, группе, школе, классе.
Условия возникновения, становления опыта. Что не устраивает автора : а) в современном образовательном пространстве вообще; б) в данном образовательном учреждении; в) в коррекционной, логопедической работе. Укажите недостатки в знаниях и умениях детей - это мотивировка опыта, его отправная часть.
Актуальность опыта Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте.
Диапазон опыта: Система занятий и уроков плюс коррекционно-воспитательная (внеурочная) работа и т. д.
Длительность работы над опытом С момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта
2. Описание технологии опыта
1)Ведущая идея опыта. Центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения. Это выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора. Ответьте на вопросы: какая идея положена в основу опыта? В чем состоит ваш замысел? Что вы предлагаете как автор?
2) Теоретическая база опыта Обязательно показать научную основу опыта. Описывать только те положения, методы и приемы, которые вы используете в практике. Не нужно описывать чужие методы, приемы и способы работы.
3) Описание сути опыта 1.Отразите последовательность действий – «осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор форм, методов, средств, планирование, подведение итогов, анализ, корректировка» 2.Отразите последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий.
3) Описание сути опыта По необходимости надо ответить на вопросы: -Как будет осуществляться коррекционная работа? -В какой последовательности? -За счет чего? -Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации коррекционного процесса применяете? -Покажите алгоритм деятельности детей, поэтапные действия педагога
3) Описание сути опыта -Какие изменения происходят? -Как они фиксируются и с помощью чего определяются? ( Рефлексия) -Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
4)Результативность опыта Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.
3. заключение 1)Сформулируйте конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта. 2)Какая нужна материально-техническая база, учебные пособия. 3)Рекомендации по распространению. 4)Желательно показать возможности применения опыта в массовой практике.
Требования к описанию ПО: 1. Наименование темы опыта. 2. Актуальность опыта или решаемая проблема. 3. Обоснование авторской идеи: «Какая идея положена в основу опыта? В чем состоит Ваш замысел? Что нового привносите в деятельность учащегося?» 4. Научная основа опыта. 5. Технологичность опыта (описание системы работы). 6. Результативность педагогической деятельности: указываются количественные и качественные показатели за несколько лет.
Структура описания 2 автор: Уварова Н.М. Название опыта. Аннотация опыта Нормативное описание опыта. 1. Условия, в которых возник опыт. 2.Позиция педагога, его ценностные ориентации и принципы деятельности. 3.Аналтз противоречия, решаемого опытом. 4.Идея опыта. 5.Реализация идеи (описание педагогической технологии). 6.Эффективность использования данного опыта. 7.Проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов
Формы изучения и обобщения ПО: Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Научно-методическая и научно-практическая конференции. Педагогическая выставка. Педагогические чтения. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам УВР. Педагогические экскурсии, консультации, практикумы. Семинарские занятия по проблемам педагогики. Самообразование.
Формы трансляции ПО: Методические объединения. Научно-методическая и научно-практическая конференции. Смотры-конкурсы. Педагогические чтения. Школы передового опыта. Авторские школы, мастер-классы. Дни информации. Круглый стол. Творческий отчет и др.
Практическое приложение 1. Содержание авторских программ. 2. Конспекты занятий, мероприятий. 3. Примеры дидактического материала, анкет, опросников и т.д.
Как написать статью 1. Сформулировать название (тему) статьи четко, компактно. 2. Определить границы содержания темы. 3. Составить план статьи. 4. Видеть образ конечного продукта и его результат. 5. Придерживаться темы статьи, отсекая лишние рассуждения.
Как написать статью 6. Оформить мысли тезисно. 7. Подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы. 8. Имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщить и оформить выводы. 9. Пользоваться первоисточниками ( делать ссылки, цитировать. 10 Подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (сравнение, эпитеты, метафоры)