Обучающий семинар. МОУ «Лицей 2»
РЕГЛАМЕНТ СЕМИНАРА 1. Образовательная среда лицея – площадка для успешной адаптации учащихся. Кулешова Ю.М., 20 мин. 2. Роль учителя в снижении уровня тревожности учащихся. Стройнова Т.И., 20 мин. 3. Здоровьесбережение и профилактика нарушений здоровья пятиклассников. Дедова Т.Е. 10 мин. 4. Новые подходы к созданию системы воспитательной работы с пятиклассниками. Мухоедова Л.В., 15 мин. 5. Система библиотечной службы для успешной адаптации лицеистов. Куликова Е.Н., 5 мин. 6. Документирование, контроль и учёт как составляющие качества образования. Бельман Г.С., 10 мин. 6. Планирование ВШК по теме. Кулешова Ю.М., 5 мин. 5. Разное. 5 мин. Итого 1ч. 30 мин.
Трудности пятиклассников связаны со сменой социальной обстановки; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; отличием систем и форм обучения; различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой Адаптация – приспособление. социальная психическая УЧЕБНАЯ
Самореализа ция Развитие способностей Здоровье Демократиче ские отношения
Адаптация – приспособление. социальная психическая УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность) Появление признаков тревожности ухудшение здоровья Отчуждение от школы, семьи Снижение интереса к обучению, успеваемости Неблагоприятный социальный статус ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность)
Я-ОБРАЗ ШКОЛЬНИКА Физическое Я- тело, внешность, физическое состояние Волевое Я цели, целеполагание Эмоциональное Я чувства, переживания, настроения Интеллектуальное Я мир мыслей Практически- действенное Я конкретные действия, поступки
ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ НОВОГО СТАНДАРТА!!!
РЕБЕНОК - СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ ГИБКОСТЬ УСЛОВИЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ Что-то не так…
Индикаторы готовности к обучению в средней школе Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала Произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами); Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал Развитая творческо-поисковая активность Способность к сотрудничеству Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками Ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Задачи коллектива в период адаптации школьников 5 классов Реализация Программы мероприятий по успешной адаптации учащихся пролицейских 5-х классов; обеспечение благоприятного переходного периода для учащихся как здоровьесберегающего, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей; создание единой группы классных наставников, педагогов- предметников, «команды» с общими взглядами на проблемы адаптации, компетентностью в её успешной реализации; создание учебных ситуаций, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу); создание условий для начальной проектной, исследовательской деятельности учащихся как составляющих метапредметных подходов в образовании проведение анализа сформированности общеучебных, познавательных, коммуникативных умений, определение путей коррекции результатов.
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптпции рациональное чередование видов деятельности: игра дидактическая, сюжетно-ролевая, имитационная, дискуссия минилекция практикум консультация выставка творческий отчет www. setlab.ru
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптпции индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока
НЕГАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ информационные перегрузки несовершенная организация учебной деятельности авторитарно - репродуктивная система обучения рассогласованность требований к предмету жесткость и неточность контрольно-оценочных действий учителя, низкий уровень психологической, валеологической компетентности педагогов недостаточная двигательная активность учащихся отсутствие системы здоровьесбережения школьника
Причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы в основную 1.Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно 1.Для среднего звена характерна деиндивидуализация, «обезличивание» в подходе к ученику учителем-предметником 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования 3.Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику) 4. Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат б о льший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность
ЧТО СДЕЛАЕТ КОМФОРТНЫМ ПРЕБЫВАНИЕ МОЕГО УЧЕНИКА В ЛИЦЕЕ? Самореализация ребёнка на основе уважения к нему. Непрерывный процесс общения. Яркие жизненные примеры, «выходы» за пределы учебника, кабинета для программы развития каждого ребенка. Педагогический оптимизм. Упор не на сиюминутные, а на вечные ценности