1 Предоставление отчетности в части реализации мероприятий Программы развития по направлению «Совершенствование образовательной деятельности» проект рекомендаций Национальный фонд подготовки кадров 18 октября 2011 г.
2 Подразделы отчета о работе, выполненной в рамках реализации программы развития университета, содержание информацию о развитии образовательной деятельности Качественные характеристики: –Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности в части: –Разработка новых образовательных стандартов и программ –Опыт университета, заслуживающий внимания и широкого распространения в системе высшей школы; Количественно-качественные характеристики: –РЕЕСТР 1 "Сведения об образовательных программах, разработанных в 2011 году в рамках программы развития вуза; –РЕЕСТР 1А "Сведения об учебных курсах/модулях, разработанных в 2011 году в рамках программы развития вуза.
3 структурирования информации о развитии образовательной деятельности Основания для разработки предложений по структурирования информации о развитии образовательной деятельности Методологические основания структурирования информации о развитии образовательной деятельности: Методологические основания структурирования информации о развитии образовательной деятельности: - Дуальная модель управления качеством высшего профессионального образования (Селезнева Н.А.) - Представление об образовательном процессе как системе, включающей пять компонентов: цели образования, содержание образования, образовательные технологии (обучения, воспитания, оценки), преподаватель, студент); В основу положен экспертно-оценочный лист для самооценки и анализа системы обеспечения и улучшений качеством высшего образования на уровне отдельной образовательной программы (часть «улучшение качества образования», разработанный в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов (авт. Золотарева Н.М., Коломиец Б.К.). Год разработки: 2006 Период апробации: 2006 – 2010 гг. (в апробации приняли участие более 30 вузов РФ, координатор работ Золотарева Н.М.)
4 Общие рекомендации по заполнению подразделов отчета о достижениях вуза в образовательной деятельности 1.1 Структура подразделов отчета Каждый из трех подразделов отчета заполняется последовательно для каждого уровня профессионального образования: –программы начального профессионального образования; –программы среднего профессионального образования; –программы высшего профессионального образования (бакалавриат); –программы высшего профессионального образования (магистратура); –программы высшего профессионального образования (специалитет); –программы послевузовского профессионального образования (аспирантура/докторантура); –программы послевузовского профессионального образования (профессиональная переподготовка); –программы послевузовского профессионального образования (программы повышения квалификации); –программы послевузовского профессионального образования (программы стажировки).
5 1.2 Структура характеристики каждого уровня профессионального образования Содержательная характеристика каждого уровня профессионального образования (относительно предмета анализа) должна раскрываться в соответствии со следующими областями: – Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей; –Установление новых норм качества подготовки; –Проектирование нового содержания образования; –Разработка и внедрение новых образовательных технологий; –разработка и внедрение новых технологий оценки; –Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса; –Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса; –Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда; –Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса; –Развитие системы мониторинга качества образования; –Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе. Общие рекомендации по заполнению подразделов отчета о достижениях вуза в образовательной деятельности
6 Оформление подраздела «Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности» В данном подразделе размещается информация об инновациях как новых принципах работы, обеспечивающих значительное повышение эффективности выполнения педагогических задач высокой сложности. Рекомендуется придерживаться принципа последовательной характеристики инноваций по уровням профессионального образования и характеризуемым областям Для каждой инновации рекомендуется отразить: –какую педагогическую задачу решает ее внедрение; –за счет чего будет повышение эффективности решения данной задачи; –в чем сущность предлагаемого принципа работы, в чем его отличие от применяемых принципов; –каким образом осуществлено/осуществляется подготовка/внедрение инновации; –с какими проблемами столкнулись и какие подходы избраны к их решению.
7 Характеризуем ые области НПОСПОУровни профессионального образования ВПОпослевузовское ПО бак.маг.спец.Аспира нтура Перепо дготовк а Повыше ние квалиф икации Прогнозирован ие и проектировани е новых образовательн ых целей Установление новых норм качества подготовки В(1)П(1) В(2) Проектировани е нового содержания образования П(1) В(1) … Матрица реализации и подготовки инноваций в образовательной деятельности
8 Оформление подраздела «Разработка новых образовательных стандартов и программ Оформление подраздела «Разработка новых образовательных стандартов и программ» В данном пункте размещается краткая характеристика процесса и результата разработки образовательных стандартов и программ. Рекомендуется придерживаться принципа следующей последовательности характеристики для уровней профессионального образования: для уровней НПО, СПО, ВПО: - образовательные стандарты: процесс разработки (организационно-методические особенности, обучение разработчиков, привлечение работодателей); результат разработки (число образовательных стандартов, самостоятельно установленных вузом, их качественные характеристики, отличительные черты, конкурентные преимущества выпускников в соответствии с данными стандартами) - образовательные программы: процесс разработки организационно-методические особенности (в соответствии с п.1.2), обучение разработчиков, привлечение работодателей; результат разработки (число образовательных программ; на основе каких образовательных стандартов разработаны;, их качественные характеристики (в соответствии с п.1.2), отличительные черты. общественно-профессиональная аккредитация (число, перечень аккредитованных программ, организации, в которых аккредитованы программы (международные, отечественные), наличие международных знаков качества.
9 для уровней послевузовского и дополнительного профессионального образования: - образовательные программы: процесс разработки организационно-методические особенности (в соответствии с п.1.2), обучение разработчиков, привлечение работодателей; результат разработки (число образовательных программ; на основе каких образовательных стандартов разработаны;, их качественные характеристики (в соответствии с п.1.2), отличительные черты. общественно-профессиональная аккредитация (число, перечень аккредитованных программ, организации, в которых аккредитованы программы (международные, отечественные), наличие международных знаков качества. Оформление подраздела «Разработка новых образовательных стандартов и программ Оформление подраздела «Разработка новых образовательных стандартов и программ» МАКЕТ (фрагмент)
10 Оформление подраздела «Опыт университета, заслуживающий внимания и широкого распространения в системе высшей школы» Рекомендуется придерживаться принципа последовательной характеристики «лучшей практики» по уровням профессионального образования и характеризуемым областям (см. пп ).
11 Вопросы? Зам. директора Института качества высшего образования, начальник управления образовательных стандартов и программ, НИТУ «МИСиС» Наталия Золотарева Благодарю за внимание!