Воспитание толерантности на уроках английского языка. Подготовила Кузнецова Л.Н. учитель английского языка
Проблема толерантности Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом. Концепция ФГОС второго поколения ставит одной из важнейших задач воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Особенно актуально это стало в нашей многонациональной стране.Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом. Концепция ФГОС второго поколения ставит одной из важнейших задач воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Особенно актуально это стало в нашей многонациональной стране.
День толерантности. По инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности.. По инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности.
Понятие толерантности Большой энциклопедический словарь определяет толерантность (от латинского tolerantia – терпение) как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Т.е. в основе термина – согласие воспринять нечто духовное, нравственно-идейное, этико- эстетическое, религиозное даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя.Большой энциклопедический словарь определяет толерантность (от латинского tolerantia – терпение) как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Т.е. в основе термина – согласие воспринять нечто духовное, нравственно-идейное, этико- эстетическое, религиозное даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя.
Важнейший институт воспитания толерантности- школа Без сомнения школа является одним из важнейших институтов воспитания данного качества нравственного аспекта.Без сомнения школа является одним из важнейших институтов воспитания данного качества нравственного аспекта. Работа по формированию толерантного сознания у юного поколения должна быть многогранна и разнонаправлена.Работа по формированию толерантного сознания у юного поколения должна быть многогранна и разнонаправлена.
Целью обучения иноязычной культуре является формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры, развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком; а содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии.
Диалог культур Общение английскомe языку - это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до учащегося, что чужая культуране хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.Общение английскомe языку - это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до учащегося, что чужая культуране хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям. Именно на уроках иностранного языка легче всего обратиться к диалогу культур, тем более когда в классе присутствуют представители разных национальностей. В каждом классе обучаются дети 7-8 национальностей. Многие из них оказались в трудной жизненной ситуации, для некоторых русский язык, на котором ведётся обучение, является таким же иностранным как и английский.Именно на уроках иностранного языка легче всего обратиться к диалогу культур, тем более когда в классе присутствуют представители разных национальностей. В каждом классе обучаются дети 7-8 национальностей. Многие из них оказались в трудной жизненной ситуации, для некоторых русский язык, на котором ведётся обучение, является таким же иностранным как и английский.
1. Познавательный (культурологический) аспект: активизация имеющихся в опыте учащихся знаний о культуре англоязычных стран; активизация имеющихся в опыте учащихся знаний о культуре англоязычных стран; (Песни, фильмы, мультфильмы, праздники стран изучаемого языка, их сопоставление с традициями нашей страны)
знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своей области, о себе самих; (История моей семьи)знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своей области, о себе самих; (История моей семьи) развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения. (Презентация своей национальности и некоторых аспектов культуры) развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения. (Презентация своей национальности и некоторых аспектов культуры)
2. Учебный аспект: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, развитие культуры устных выступлений и письменной речи на английском языке; (Особое внимание фонетике) формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, развитие культуры устных выступлений и письменной речи на английском языке; (Особое внимание фонетике) развитие умения читать аутентичные тексты лингвострановедческого содержания с различными учебными стратегиями; (Дополнительные тексты, адаптированные варианты) развитие умения читать аутентичные тексты лингвострановедческого содержания с различными учебными стратегиями; (Дополнительные тексты, адаптированные варианты) развитие умения переводить и пользоваться словарём. (Англо-английский словарь, англо-румынский) развитие умения переводить и пользоваться словарём. (Англо-английский словарь, англо-румынский)
3. Развивающий аспект: развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира; (Этикетные диалоги, сценки, общение на уроке, перевод этикеток от различных товаров, инструкций по эксплуатации) развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира; (Этикетные диалоги, сценки, общение на уроке, перевод этикеток от различных товаров, инструкций по эксплуатации) развитие интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации; развитие интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации; (сообщения и презентации об одном предмете или явлении в разных культурах)(сообщения и презентации об одном предмете или явлении в разных культурах)
развитие коммуникабельности, самостоятельности, умения сотрудничать. (Подготовка проектов, работа по разноуровневым группам) развитие коммуникабельности, самостоятельности, умения сотрудничать. (Подготовка проектов, работа по разноуровневым группам) развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения; (Поиск и перевод рекламы, использование иностранного языка) развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения; (Поиск и перевод рекламы, использование иностранного языка)
4. Воспитательный аспект: формирование у учащихся представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; (Недели английского языка в школе) формирование у учащихся представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; (Недели английского языка в школе) воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; (Дополнительные тексты, презентации детей о событиях которые им показались интересными в нашей стране и в мире) воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи. воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.
Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно- познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, формирует активную жизненную позицию, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности XXI века.Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно- познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, формирует активную жизненную позицию, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности XXI века.