Концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании»
Концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Соответствие следующим документам: Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ г.; ФГОС начального общего образования. Анализ: - структуры действующих образовательных программ (из задания Контент-Заказчика – Минобрнауки России)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Положительные изменения в сфере дошкольного образования : - вариативность программ и средств обучения; - обогащение содержания дошкольного образования; - отказ от жестко регламентированных форм обучения (начало); - принятие идей гуманистической педагогики (начало).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Недостатки в сфере дошкольного образования: - неготовность педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы; - неготовность педагогических кадров к адекватной реализации программы с учетом возможностей и потребностей детей; - неоправданное увлечение предметным обучением как последствие явления вариативности; - неоправданный рост требований к поступающим в школу;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - снижение качества образования; - перегрузка детей; - формирование узко предметных знаний и умений; - игнорирование создателями программ закономерностей психического развития ребенка; - недооценка значения развития игровой деятельности; - излишнее увлечение различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, систематический контроль за усвоением знаний и умений и др.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - как следствие, искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования; - недостаточное внимание к физическому развитию детей дошкольного возраста, охране и укреплению их здоровья; - отсутствие единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания дошкольного образования; - отсутствие связи и согласованности всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Задачи дошкольного образования: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие у детей положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Задачи дошкольного образования: стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое познавательно- речевое социально- личностное художественно- эстетическое.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Концептуальные положения: 1)Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое познавательно- речевое социально- личностное художественно- эстетическое.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2)Содержание дошкольного образования представляет собой следующую совокупность образовательных областей, или структурно-смысловых и функциональных единиц: - Физическая культура; - Здоровье; - Социализация; - Труд; - Безопасность; - Коммуникация; - Познание; - Чтение художественной литературы; - Музыка - Художественное творчество.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3)Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности: - Физическая культура – двигательной; - Социализация – игровой; - Труд – трудовой; - Коммуникация - коммуникативной; - Познание – познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной); - Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы; - Музыка – музыкально-художественной; - Художественное творчество - продуктивной.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4) Основные модели образования детей дошкольного возраста: - совместная деятельность взрослых и детей; - самостоятельная деятельность.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 5)Использование адекватных возрасту форм работы с детьми: - игра; - наблюдение; - беседа, разговор; - решение проблемных ситуаций; - экспериментирование; - чтение; - коллекционирование и др.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 6) Соответствие принципам: - развивающего образования; - научной обоснованности и практической применимости; - полноты, необходимости и достаточности; - интеграции образовательных областей, а также комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 7)Основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: - культурно-исторический; - деятельностный; - - личностный.