Молодежь и политика
Характеристика молодежной политики и молодежной политической культуры Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе, как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.
По данным социологического опроса свое отношение к власти 52% считают безразличным, 35% - потребительским, 7% довольны властью, 6% - не довольны. При этом 38% опрошенных хотят от власти многого, и 62 % - ничего.
Рыночные отношения расширили возможности личности, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентаций, обеспечив свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. Ведь большая часть их иждивенцы. Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают сейчас межпоколенческие противоречия.
Был проведен социологический опрос, результаты которого показали, что 67% реализуют свои цели сами, 32% - с помощью родителей и 1% опрошенных надеются на помощь государства.
Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта – своеобразной «идеологизацией». Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и услуг. И опрос учащихся показал, что у 37 из 100 опрошенных есть кумиры в спорте, у 22 – в политике, у 21 – в шоу-бизнесе, а у 20 нет кумиров.
Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука. Ведь только 8% учащихся хотят работать в научной сфере, 9% - в промышленности. Также 9% занялись бы шоу-бизнесом, 12% хотят работать госслужащими, а 62% предпочли другую работу.
Демократический выбор учащихся отчетливо проявляется и в ответах на вопрос о том, какой политический режим необходим для вывода страны из кризиса, для наведения порядка. Анализируя политические симпатии и антипатии учащихся, следует в тоже время обратить внимание, насколько известны партии и движения в ученической среде.
В период пред думскими выборами учащиеся во время опроса были готовы голосовать в первую очередь за Единую Россию(70%), затем за ЛДПР(25%) и за другие партии (5%). (Рис.6) Впрочем, сами учащиеся не всегда корректно оценивают политическое направление выбранной ими партии. Так, например, более 70% респондентов, «проголосовавших» за ЛДПР, считают ее партией демократической ориентации, причем более четверти относят ее к «западникам».
Следует сказать о факторах, которые оказывают влияние на формирование политических ориентаций учащихся. Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации учащихся, можно выделить прежде всего влияние СМИ. Опрос показал, что СМИ являются главным источником информации для молодежи. Самый высокий рейтинг у телевидения – 94.3%, далее Интернет – 78%, радио – 35% и 15% опрошенных черпают информацию из газет и журналов.
Изучая вопрос, какие передачи смотрит молодежь, мы получили результаты, что развлекательные каналы смотрят 67% опрошенных, новости – 24%, а сериалы - 9 %.
Заключение. 1.В результате исследования поставленных задач в моей работе я пришла к заключению, что формирование политической культуры среди молодежи – долговременный процесс, поэтому трудно ожидать от норм и ценностей быстрой изменчивости. 2.Успешное и устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного усвоения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. 3.Политическая социализация обеспечивает передачу политических знаний, накопление политического опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование политической культуры. В этот процесс обязательно нужно вовлекать молодежь разных возрастных групп. 4.Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична. 5. Молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. 6.Образование формирует нового гражданина с устойчивыми потребностями быть активным членом современного российского общества.
Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на 10 лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека.