НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Программа повышения квалификации включает в себя темы, отражающие новые виды деятельности педагога. Программа «Психология и педагогика девиантного поведения» рассчитана на руководителей образовательных учреждений, воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, педагогов-психологов, т.е. охватывает все структурные подразделения современной школы. Важной положительной особенностью программы является попытка соединить современное научное знание по физиологии, психологии, методологии, конфликтологии с привязкой к педагогической деятельности. Такое сопряжение знаний и деятельности создает у педагогов-слушателей курсов потребность и умения использовать эти знания для преобразования собственной деятельности, а это является наиболее сложным местом в системе повышения квалификации педагогов.
Цель программы – осмыслить основные методологические подходы и принципы, полагаемые в основу обучения педагогов, определить оптимальное (необходимое и достаточное) содержание и наиболее эффективные методы и формы повышения его квалификации, т.е. обеспечить научно-методическое сопровождение процесса повышения квалификации педагогов.
Принципы обучения педагогов: - толерантности - рефлексивности - практической ориентированности - позитивному отношению к конфликту - профессиональной компетентности через работу с самим собой
Содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации включает предметный, технологический и субъективный компоненты: Предметный компонент содержания образовательной программы – социально-культурный опыт педагогической деятельности, нормативно-правовые основы деятельности педагога, основы педагогики и психологии, технологии работы с несовершеннолетними Технологический компонент содержания образовательной программы раскрывает способы проектного, исследовательского мышления и соответствующей деятельности, инструменты личностной и деятельностной рефлексии Субъективный компонент содержания образовательной программы описывает тот образ личности, который складывается в результате освоения образовательной программы. Он включает в себя субъективный опыт слушателя курсов повышения квалификации, его переживания, смыслотворчество, рефлексию
Тематический план программы «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» п/п Наименование темЛекции (час) Семина ры (час) Практиче ские занятия (час) Самостояте льная работа (час) Всего (час) 1 Социально-психологические аспекты наркомании и алкоголизма и общая характеристика проблемы наркомании и алкоголизма как социально- психологических явлений Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков Развитие социально-ответственного и толерантного поведения детей и подростков Профилактика агрессивного поведения Профилактика зависимостей Психолого-педагогическая экспертиза8412 8Педагог-психолог в системе профессиональной деятельности 426
п/п Наименование темЛекции (час) Семинары (час) Практичес кие занятия (час) Самостоя тельная работа (час) Всего (час) 9 Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения Методы консультативной и коррекционной и реабилитационной помощи детям групп риска Психолого-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в сложной жизненной и юридической ситуации