Урок Prezentacii.com
Title КТО ЭТО?
Георгий Владимирович Степанов ( – )
Как связано его имя с изучением русского языка?
Сочинение С2.1 на лингвистическую тему Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ».
Яндекс.СловариЯндекс.СловариБольшая советская энциклопедияБольшая советская энциклопедия СТЕПАНОВ, ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1919–1986), русский лингвист. Родился в Бийске (Алтайский край) 9 апреля В начале 1920-х годов семья переехала в Петроград. До 1971 Степанов жил в Ленинграде. krugosvet.ru Энциклопедия Кругосвет Степанов Георгий Владимирович (р , г. Бийск), советский филолог-романист, член-корреспондент АН СССР (1974). Член КПСС с Окончил филологический факультет ЛГУ (1947); ученик В. Ф. Яндекс. Словари БСЭ, СТЕПАНОВ Георгий Владимирович ( ) - российский филолог, академик АН СССР (1981). Труды по испанскому языку, испанскому языку в Латинской Америке, типологии языковых ситуаций в романских странах, испанской литературе. dic.academic.ru Большой энциклопедический словарь
Филолог, специалист в области романского языкознания, испанист с мировым именем, иностранный член Испанской королевской академии (1978), Лиссабонской (1978) и Саксонской академий (1982), действ. член АН СССР (1981). Воспитанник Петербургской филологической школы, Г. В. Степанов сочетал в своей научной работе лингвистические и литературоведческие интересы. Лекции по теоретической грамматике легли в основу целого ряда лингвистических работ.
Ему принадлежат ряд теоретических работ по методологии анализа и толкования художественного текста, о границах лингвистического и литературоведческого анализа. В 1971 г. он возглавил сектор романских языков в Институте языкознания АН СССР, с 1977 и до конца жизни был директором этого института. В Москве в полной мере раскрылись способности Г.В. Степанова как организатора науки. С 1982 был главным редактором журнала «Вопросы языкознания»
Тема урока Аргументы в сочинении- рассуждении на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2012)
Определите ЦЕЛЬ УРОКА Научиться подбирать аргументы из предложенного для анализа текста на лексические и грамматические явления
Задачи повторить и обобщить знания по лексике и грамматике; закрепить и отработать умения и навыки, связанные с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте; подготовиться к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012
Как сформулировано задание С2.1?
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
Осмысление высказывания Г. Степанова 1.«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 2. Словарь языка – лексический состав, лексический запас, лексика, слова и их лексическое значение, словарный состав о чём – тема, содержание думают- мыслят, размышляют, задумываются, предполагают 3. Грамматика – формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. как – грамматическая форма ( грамматическое значение и грамматический способ). Грамматическое значение – это то, что нужно выразить. Грамматический способ – это то, чем это выражается.
Как писать сочинение?
блоги По уши в ГИА Найти Найти расширенный поиск расширенный поиск « только в записях… показать полный текст Показаны записи 1 10 из 140 найденных. По уши в ГИА Ребята, я вам уже говорила об этом сайте. оригиналоригинал сохранённая копиясохранённая копия Настройся на лучшее! Желаю успехов в новой четверти! смотри здесь оригиналоригинал сохранённая копиясохранённая копия Об изменениях в задании С2.1 (ГИА 2012) Это можно сделать ЗДЕСЬ. оригиналоригинал сохранённая копиясохранённая копия 18 марта 2012, 23:1 По уши в ГИА!По уши в ГИА! Материал для самопроверки 4-ёх вариантов диагностической работы в формате ГИА... Ответы к четырем вариантам диагностической работы в формате ГИА оригиналоригинал сохранённая копия 17 марта 2012, 22:46сохранённая копия Микротемы к 6 аудиозаписям текстов для изложения в формате ГИА-2012 оригиналоригинал сохранённая копиясохранённая копия
Как должно быть построено сочинение ?
1. Вступление 3. Заключение Тезис – высказывание Г. Степанова 2. Основная часть Аргумент 1 + пример Аргумент 2 + пример Вывод
Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления
Как писать основную часть?
В основной части вы должны объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:
1.Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г. Степанова. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г. Степанова. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ
Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните о требованиях к примерам примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Практическая работа Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления
Найди пример-аргумент из текста, иллюстрирующий одно лексическое явление, укажи его роль. Однозначные, многозначные слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, сравнительные обороты
Пример (1)Я спустился по скрипучим, обмёрзшим ступенькам на землю и даже не поверил, что вижу яркие, ослепительные звёзды. В предложении 1 используются смысловые синонимы «яркие», «ослепительные» (звёзды). Они служат для характеристики разных оттенков явления, разнообразия его проявлений. Выполняя функцию уточнения признака, рисуют наиболее полную картину звёздного неба.
Найди пример-аргумент из текста, иллюстрирующий одно грамматическое явление, укажи его роль. Однородные члены предложения, обращения, обособленные члены предложения, вводные конструкции, сложные предложения, прямая речь, диалог, вопросительные и восклицательные предложения и т.д.
Пример Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья! Грамматически правильно построенное предложение (восклицательное) позволяет автору передать душевное состояние героя.
Контекст 1 (1)И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. (2)На мгновенье чёрными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. (3)И снова - тьма. (4)И грохнуло, обрушилось всё небо. (5)Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком. А.Н.Толстой
Контекст 2 (1)Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами. И потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи. (2)Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался вверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. (3)Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало. М.М.Пришвин
Сформулируй вывод, опираясь на слова Степанова. Пример На мой взгляд, Г. Степанов прав в том, что лексика и грамматика взаимосвязаны. Словарный запас языка и правильное построение предложений помогают понимать нам друг друга в общении.
Желаю успеха!