Развитие инновационной инфраструктуры в наноиндустрии А.А. Заикин Главный эксперт
Страница 2 Роснано: краткая информация Дата Государственной регистрации – Миссия: содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий Прикладные задачи: коммерциализация научных разработок в сфере нанотехнологий, создание наноиндустрии Направления финансирования: производство нанопродукции; создание инфраструктуры наноиндустрии; научное прогнозирование и дорожные карты, стандартизация, сертификация, безопасность; образование, популяризация науки.
Страница 3 Инфраструктурная деятельность Роснано Инновационная инфраструктура: Производственная инфраструктура: Материалы, оборудование, сервисы для нанопроизводств Материалы, оборудование, сервисы для нанопроизводств Нанотехнологические центры (ЦТТ + оборудование + «посевной» фонд» + инкубирование) Запуск процессов коммерциализации технологий Нанотехнологические центры (ЦТТ + оборудование + «посевной» фонд» + инкубирование) Запуск процессов коммерциализации технологий Научные исследования (Роснано не финансирует) Метрология / Безопасность наноиндустрии Информационное поле Образование Коммуникативные площадки Сертификация / Стандартизация Нормативно-правовое поле Инновационная инфраструктура Производственная инфраструктура Другие институты развития РОСНАНО Управление по инфра- структурной деятельности РОСНАНО Управление по инфра- структурной деятельности РОСНАНО (отдельные направления деятельности ) РОСНАНО (отдельные направления деятельности )
Страница 4 Схема коммерциализации технологий Сценарий 1 ЦТТ Сценарий 2 Нанотехнологический центр Сценарий 1 – Коммерциализация через создание нового бизнеса Сценарий 2 – Коммерциализация через продажу технологии
Страница 5 Наноцентр в своей работе ориентируется как на уже существующий на рынке спрос, так и на создание новых рынков на основе разрабатываемых технологий Рынок IP (1) лицензии (4) стартапы (4) доработка (2) + упаковка (3) Учреждения науки и образования Сфера научных исследований Другие авторы РИД результат НИР поиск (2) доработка (5) + заказ (3) результат НИР (4) спрос (1) технология, продукт (6) Нанотехнологический центр Нанотехнологический центр
Страница 6 Cоздание Наноцентров необходимо для решения задач по коммерциализации технологий Основные барьеры для коммерциализации технологий: Недостаток технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов Слабая маркетинговая и информационная поддержка инновационных разработок Отсутствие посевного финансирования проектов Недостаток компетенций по созданию и развитию малых инновационных компаний Нанотехнологические центры реализуют скоординированный комплекс мер направленный на инкубирование малых инновационных компаний и трансфер технологий Создание востребованной инфраструктуры
Страница 7 Составные элементы Наноцентра (НЦ) НАНОЦЕНТР – Ключевой элемент инновационной инфраструктуры
Страница 8 Функции Нанотехнологического центра Проведение ОКР и ОТР по заказу коммерческих заказчиков Обеспечение доступа пользователям инфраструктуры к МТБ НЦ для проведения прикладных разработок Создание условий для посевного финансирования и инкубирования Малых инновационных предприятий (стартапов), включая «упаковку» компании для запуска бизнеса и привлечения венчурных инвесторов Патентное и лицензионное обеспечение компаний и защита интеллектуальной собственности Обеспечение маркетинговой и менеджерской поддержкой предпринимателей Содействие образовательной деятельности, организация и проведение тренингов и семинаров Проведение испытаний, включая сертификационные
Страница 9 Наноцентр состоит из трех бизнес-единиц, две из которых инвестиционно привлекательны $ управление % Нанотехнологический центр Рынок услуги $ Проекты Управление Маркетинг Продвижение Продажи м 2 $ $ машинное время $ услуги Центр трансфера технологий опционы Оборудование Стартапы $м 2 $м 2 Посевной Фонд УК доли / акции в стартапах Научные учреждения ВУЗы IP кадры Услуги $ Здание Бизнес- инкубирование
Страница 10 Существующие заделы МТБ и проектов Для успешного создания и функционирования НЦ необходимо отвечать основным требованиям Коммерческие инвесторы Высококвалифицированные кадры Маркетинговый план Минимизация доли Корпорации в НЦ Самоокупаемость Контроль Корпорации Поддержка местными властями
Страница 11 Соинвесторы и партнеры Соинвесторы КоммерческиеНекоммерческие Крупные российские и зарубежные корпорации Девелоперские организации и фонды Финансовые институты Государственные институты развития и корпорации Частные лица («бизнес- ангелы»), успешные предприниматели «из науки» Бюджеты регионов Средства в рамках ФЦП Некоммерческие организации и партнерства Крупные корпорации (в особых случаях) Принципы взаимодействия с соинвесторами: Приоритетность минимизации рисков и профильность доходов соинвестора Открытость, прозрачность и согласованность действий в рамках реализуемых проектов Возможность участия в управлении проектом в соответствии с правами, определенными проектными соглашениями Партнеры Учреждения образования и науки Частные инжиниринговые компании Научные коллективы Венчурные инкубаторы Некоммерческие инкубаторы Технопарки в сфере высоких технологий Принципы взаимодействия: Предоставление базы для выполнения проектных работ Совместная реализация проектов Привлечение сотрудников к выполнению работ
Страница 12 Модель пропорциональных вкладов Роснано и других участников проекта создания Наноцентра < 50% < 90% 0% СОИНВЕСТОР ФОНД РАННИХ ИНВЕСТИЦИЙ ЗДАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ РОСНАНО < 75% ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ПАРТНЕР/ СОИНВЕСТОР
Страница 13 Организация Конкурса по отбору проектов Объявление конкурса Прием заявок Квалификационный отбор Научно-техническая экспертиза Инвестиционная экспертиза Отбор победителей Конкурса Анализ обоснованности, актуальности и нанотехнологической направленности представленных в них перечней ОКР и ОТР, предлагаемых к доработке и внедрению в рамках функционирования НЦ Анализ проектных предложений с точки зрения инвестиционных и финансовых рисков Анализ заявок на соответствие конкурсной документации и условиям Конкурса по существу Размещение объявления на сайте Корпорации Подписание итогового протокола с победителями Регистрация
Страница 14 Критерии отбора проектов по созданию Нанотехнологических центров Роснано Надежность заявителя Компетентность команды инициатора проекта Проработанность бизнес-плана проекта Поддержка со стороны региональных органов государственной и муниципальной власти Привлекательность проекта Коммерческие условия, включая объем софинансирования Организационно-правовая схема Результаты реализации проекта
Страница 15 Первый конкурсный отбор на создание Нанотехнологических центров Роснано Конкурс официально объявлен 17 декабря 2009г. Всего было подано 19 заявок Прошло первичную стадию отбора 12 заявок Победители будут объявлены Конкурсной комиссией 26 марта 2010г. Утверждение подписания инвестиционных соглашений с победителями - правление и наблюдательный совет «ГК «Роснанотех»
Страница 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!