О развитии психолого-дидактической компетентности педагога в условиях модернизации образования Н.В.Володько, д.пс.н., доцент зав.кафедрой психологии и педагогики СарФТИ НИЯУ МИФИ
Некоторые проблемы и тенденции современного образования переход к антропоцентрической парадигме образования; внедрение Федерального государственного стандарта; обеспечение гарантии качества образования; проблема оценивания достижений учащихся; ориентация на развитие профессиональной компетентности педагогов; информатизация образовательного процесса и др.
Профессиональная компетентность сложное профессионально-психологическое образование, обладающее уникальной деятельностно-личностной структурой, основу которой составляют специфические интегративные профессиональные действия, позволяющие специалисту продуктивно осуществлять многоаспектную профессиональную деятельность Компетентность – интегральная деятельностно-личностная характеристика, отражающая овладение определенной системой действий, необходимых для успешного выполнения деятельности
Круг развития компетентности Неосознанная некомпетентность Осознанная некомпетентность Осознанная компетентность Неосознанная компетентность
Структура психолого-дидактической компетентности педагогов Когнитивно-психологический компонент Профессионально-деятельностный компонент: а) специфические аналитические действия, б) особые профессионально-диагностические, в) проектировочные (прогностические) действия Мотивационно-личностный компонент
осознавать интегративный характер психолого-дидактических знаний; знание психологических закономерностей и особенностей развития детей на разных этапах онтогенеза; знание структуры и содержания учебной деятельности и собственной педагогической деятельности; знание содержания компетенций учащихся (в рамках ФГОС) и владение технологиеями развития УУД; знание содержания, форм и методов и современных психолого- дидактических технологий; знание и умение выбирать психологически обоснованные стратегии работы с детьми, имеющими определенные трудности (СДВГ, ММД); владение содержанием инновационных и развивающих программ; владение информационными технологиями. Когнитивно-психологический компонент
Профессионально-деятельностный компонент, включающий систему важнейших профессиональных действий а ) специфические аналитические действия: осуществлять системный анализ педагогической ситуации и образовательной среды; осуществлять многоаспектный анализ особенностей детского развития; осуществлять анализ развития не только предметных, но и метапредметных (УУД) и личностных компетенций учащихся; рефлексировать собственную профессиональную деятельность и адекватно оценивать направления дальнейшего профессионального саморазвития и совершенствования своей профессиональной деятельности.
Профессионально-деятельностный компонент б) особые профессионально - диагностические действия: умение преобразовывать предметное содержание в средство педагогической диагностики с целью изучения особенностей развития детей в процессе обучения; умение преобразовывать учебный предметный материал в развивающий; обоснование принципов подбора содержания обучения и его технологического обеспечения в соответствии с возможностями детей; осуществлять психологически обоснованный подбор предметно-развивающего содержания, форм и методов и современных психолого-педагогических технологий; создавать развивающие программы, основанные на приоритете целей детского развития;
Профессионально-деятельностный компонент в) проектировочные действий: способность прогнозировать варианты детского развития, как конкретного ребенка, так и группы в целом на основании проведенного анализа; возможность проектировать и создавать систему психолого- педагогических условий (пространства) для личностного и познавательного развития детей; моделирование целей развития школьников, конкретизация направлений развития ребенка как субъекта учения и его компетенций.
Мотивационно-личностный компонент педагогическая направленность на развитие личности ребенка; способность к реализация диалогического стиля взаимодействия с детьми; профессионально-значимые качества педагога.
Условия развития профессиональной компетентности целенаправленная организация системы повышения профессиональной компетентности; организация тренингов профессиональной компетентности и профилактики синдрома эмоционального выгорания; потребность в саморазвитии и самореализации педагогов; использование методов активного социально- психологического обучения; создание единого психолого-педагогического пространства.
Благодарю за внимание
Структура психолого-дидактической компетентности педагогов Когнитивно- психологический компонент Профессионально-деятельностный компонент: а) специфические аналитические действия, б) особые профессионально-диагностические, в) проектировочные (прогностические) действия Мотивационно- личностный компонент