ДИДАКТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ К.М. Тихомирова, к.п.н., зав. лабораторией стандартизации и качества учебного оборудования Отдела средств обучения ФГНУ «ИСМО» Дизайн - И.В. Мерзликина Москва, 6 апреля 2012
Основополагающие принципы медиаобразовательных технологий ФГОС НОО Традиционные СО – первая ступень в системе медиаобразовательной информации От аудиовизуальных средств обучения От аудиовизуальных средств обучения к СМИ к СМИ Работу с медиаобразовательными технологиями следует рассматривать как пропедевтическую
Свойства и функции образа-модели (по Т.С. Назаровой) Дидактические свойства Дидактические функции Дидактический образ-модель СемантизацияДостоверностьВизуализацияСтимуляцияЛаконичность Ознакомление с новым Сравнение, сопоставление Комплексность Интеграция, обобщение Умение оперировать Абстрагирование Мотивация
С чего начинается грамота? С картинки в твоем букваре.
Можно ли говорить о дидактическом образе
В нем заложены педагогические принципы комплекса. Это комплекс, освобождающий учителя от подбора самых первоначальных и необходимых для решения языковых задач СО (изобразительных, условных, текстовых). Комплекс – система открытая, учитель по своему уразумению может его дополнять. Комплект «Ступени к грамоте. Звуки и буквы русского языка»
Умения учащихся по русскому языку умение читать, т.е. различать буквы, соотносить их со звуками. Сливать звуки в слоги и слова; умение писать, т.е. правильно и быстро переводить звучащий или мысленный текст в буквенные комплексы, изображая их на бумаге, соблюдая при этом правила русской графики и орфографии; умение находить орфограммы, способы их проверки, использовать правила, подбирать проверочные слова; умение производить языковой анализ: фонетический, словообразовательный, морфологический и т.д.; умение различать тип текста (повествование, описание, рассуждение).
СТУПЕНИ К ГРАМОТЕ
ЗВУКИ Произносим Слышим Говорим Поём Шепчем БУКВЫ Видим Печатаем Пишем Читаем Демонстрационные карточки к таблицам
Проблемы букваристики Выбор принципиальной основы методики обучения грамоте ЗВУКБУКВЫСЛОГСЛОВО
д БУКВА Знак для письменного обозначения звуков речи й а а - А ш - Ш Д Я
Что такое БУКВА? графический знак, входящий в азбуку («Толковый словарь русского языка»); графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей (вариантов фонем) («Словарь-справочник лингвистических терминов»).
Графический знак и его облик (второе значение понятия ОБРАЗ) Графический знак имеет внешнюю форму. Применительно к букве можно говорить о разных начертаниях букв (шрифтах).
Внешняя характеристика букв К внешней форме (характеристике) можно отнести: большие (заглавные), строчные; печатные, прописные. Буквица
Характерные, отличительные качества букв (внутренняя характеристика букв) Буквы гласные – 10. Буквы согласные – 21. Ъ Ь Две буквы Ъ и Ь звуков не воспроизводят.
СТУПЕНИ К ГРАМОТЕ
СТУПЕНИ
Дидактическая (зрительная) наглядность это средства обучения и их вторжение в мир языка Они способствуют развитию языковой памяти: зрительная память; слуховая память; логическая память.
Дидактический образ буквы в языковой системе ЯЗЫК ЯЗЫКОВАЯПАМЯТЬ Графический образ Зрительный образ Зрительный фактор Орфографическая зоркость Дидактический образ буквы
Уровни создания дидактического образа БУКВЫ 3. Уровень перехода к новой форме 2. Уровень внутренней характеристики 1. Уровень внешней характеристики 4. Уровень словообразования буква слог слово Первоначальные знания и представления Знания и сознательное применение правил Знания и сознательное применение правил Дидактический образ
Развитие познавательного интереса к русскому языку Один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. Один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. У младших школьников преобладает интерес к внешним формам подачи материала, а не к содержанию самого предмета. У младших школьников преобладает интерес к внешним формам подачи материала, а не к содержанию самого предмета.
Значение БУКВЫ в языке «Буква, один из начальных элементов грамоты, письменности, из коих составляются слоги и слова». В.И. Даль
Учителя начальных классов школы 1173, входящие в авторские коллективы по созданию средств обучения (издательство « ВАРСОН », Москва) Варламова Марина Ивановна Евстратова Светлана Юрьевна Нефедова Елена Анатольевна Писаренко Наталья Александровна Разуваева Светлана Ивановна Тимофеева Екатерина Вячеславовна Харламова Татьяна Николаевна Шулындина Софья Александровна Руководитель проекта – к.п.н. Тихомирова Ксения Михайловна