НИМ «РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Автор :Е.В. Зеленцова
Маркетинг особо актуален для системы отечественного образования потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов, в связи с переходом к ФГОС нового поколения. С учетом длительности образовательного цикла недопустимо ждать, когда спрос на специалистов будет предъявлен в оформленном виде. К нему надо готовиться, его надо прогнозировать, целенаправленно формировать, в т.ч. с учетом региональных и отраслевых сегментов и особенностей рынка. Все это - задачи маркетинга в образовании, сфера его применения.
Маркетинговая ориентация управления образовательным учреждением означает следующее: : Оказываются (производятся) только (в основном) те ОУ, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке (основополагающий принцип ориентации на перспективный спрос). Ассортимент ОУ достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества. Соответственно процессы и технологии оказания ОУ гибки, легко переналаживаемы (принцип широты и обновления ассортимента). Цены на ОУ формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом ценовой политики учреждения выступает не сама по себе цена продажи ОУ, а соотношение между величинами прогнозируемого эффекта и потребных дополнительных затрат потребителей на использование, 'потребления ОУ, включая и процессы их освоения (принцип ориентации цены на спрос, конкурентов и цену потребления). Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей ОУ, на возможных посредников. Продвижение и продажи ОУ децентрализованы (принцип децентрализованного целевого продвижения). В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики (принцип подбора руководящих кадров, ориентированных на маркетинг). Научно-педагогические исследования и прогнозы ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере конъюнктуры рынка ОУ, в т.ч. соответствующего профиля (принцип рыночной ориентации исследований). В организационной структуре учреждения под руководством проректора по научно-исследовательской работе может формироваться подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, осуществляющее маркетинговые исследования и разработки, несущее ответственность за рыночные успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения.
Стратегия маркетинга в образовательном учреждении предполагает последовательное осуществление следующих мер: 1.создания соответствующей убежденности руководства вуза, лидеров коллектива в необходимости маркетинга и его адекватности ситуации и целям организации, коллектива; 2.выявления среди персонала кадров, способных реализовать маркетинг в учреждении и помощь этим кадрам; 3.подготовки "Положения о службе (отделе) маркетинга "; 4.организации и проведения рыночных исследований; 5.разработки и оптимизации рыночной (маркетинговой) стратегии образовательного учреждения; 6.планирования маркетинга и определения его бюджета; 7.подбора недостающих кадров, организаций-соисполнителей для выполнения планов, оформления контрактов, договоров
На рисунке приводится организационная структура управления маркетинговой деятельностью в образовательном учреждении