Познавательная сфера личности Плугина Мария Ивановна, д. психологических наук, профессор кафедры ППСД
Подструктура форм отражения Внимание ОщущениеВосприятиеПамятьМышлениеВоображение
Внимание Внимание лежит в основе всех познавательных процессов. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия.
Характеристики внимания Свойства внимания: концентрация, избирательность, переключаемость, объем, распределение, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость Виды внимания: произвольное внимание; непроизвольное; послепроизвольное. С физиологической точки зрения внимание представлено: наличием участков коры головного мозга с повышенной в данный момент возбудимостью; образованием новых условно – рефлекторных связей и успешной выработкой дифференцировки; наличием отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью; наличием явления доминанты.
Ощущения Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: рецепторов, принимающих раздражитель; проводящих центростремительных нервных путей, передающим сигналы в соответствующие отделы мозга; центральных корковых отделов анализаторов, перерабатывающих поступающую информацию. Ощущения отражают: основные внешние признаки предметов и явлений; состояния внутренних органов.
Характеристики ощущений Свойства ощущений Адаптация Пороги ощущений Контраст Сенсибили- зация Последова- тельные образы
Виды ощущений 1. Экстерорецептивные (отражают свойства предметов и явлений внешней среды): зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные 2. Интерорецептивные (отражают состояния внутренних органов): ощущение боли, ощущения равновесия, ощущения ускорения 3. Проприоцептивные (отражают движение нашего тела): мышечно – двигательные.
Психология восприятия Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Но восприятие – это не сумма ощущений, а сложная работа межанализаторных связей. Физиологические основы восприятия. Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Характеристики восприятия Виды восприятий В зависимости от формы: восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения. В зависимости от цели: преднамеренное восприятие; непреднамеренное восприятие. В зависимости от степени организации выделяют: организованное восприятие (наблюдение); неорганизованное. Свойства восприятия: Избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес); Осмысленность (воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл); Предметность (способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений); Константность (постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета); Целостность (образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик )
Физические характеристики восприятия Пространство; Форма; Объемность; Величина; Глубина; Удаленность. Линейная перспектива; Воздушная перспектива.
Основные механизмы межличностного восприятия Идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Социально- психологическая рефлексия – понимание другого человека путем размышления за него Эмпатия – понимание путем эмоционального вчувствования в переживания другого Стереотипизация – путем распространения на воспринимаемого характеристик какой- либо социальной группы
Психология памяти Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время
Процессы памяти Запоминание Сохранение; Воспроизведение; Забывание.
Виды памяти По степени волевой регуляции 1.Непроизвольная 2.Произвольная По продолжительности сохранения материала 1.Иконическая (мгновенная) 2.Кратковременная 3.Долговременная 4.Оперативная 5.Генетическая По содержанию психической активности 1.Двигательная 2.Образная 3.Эмоциональная 4.Слуховая
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%
Расположение информации на доске, на плакате 28% 33% 16% 23%
Мышление Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. «Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» (И.П. Павлов).
Особенности мышления Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Мышление всегда имеет опосредованный Характер. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами я словесной формы. Мышление человека органически связано с практической деятельностью.
Содержание мышления
Воображение Воображение - это психический познавательный процесс создания но вых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе: вычленения из целостного образа предмета, какого-либо его элемента или свойства; изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными; соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета; конструирования предмета в связи с его назначением; мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения; переноса этого свойства на другие объекты; мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов