Современные направления развития образования На примере Образовательной системы «Школа 2100»
2 В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В МИРЕ: (с опорой на НАШИ отечественные разработки Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова) Появилось понятие «компетентностный подход» Появились международные программы тестирования, проверяющего ключевые компетенции: PIRLS - изучение качества чтения и понимания текста у учеников начальной школы PISA – изучения способности старших подростков применять в жизненных ситуациях знания, полученные в школе
3 +КАК ОБЕСПЕЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ? НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (4 класс) PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» Россия – 1-е место в мире СРЕДНЯЯ ШКОЛА (8-9 классы) PISA Умение читать и извлекать информацию Россия – 40-е место в мире
Система «Школа 2100» - взгляд изнутри Образовательная программа «Школа 2100» - «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии ( проблемный подход): Проблемный диалог Правильный тип читательской деятельности Проектная Оценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» смотр знаний
5 В 5 классе в начале учебного года объектом контроля должны стать в первую очередь эти умения, а не темп чтения! Анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; Ставить к тексту вопросы разной направленности; Отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ; Самостоятельно работать со словарем текста, семантизировать незнакомое слово; Находить и истолковывать подтекстовую информацию ; Вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения Самостоятельно составлять разные виды планов; Пересказывать текст подробно, сжато, творчески. 8 Выпускник начальной школы, занимавшийся по Образовательной системе «Школа 2100», осваивает ряд читательских умений:
6 Почему нельзя достичь новых результатов с прежними учебниками? цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие умений по применению знаний Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки.
Новые цели – через чтение научить общению, развить эмоции, приобщить к отечественному и мировому культурному наследию, сформировать интерес к чтению. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит общаться с автором через текст, вычитывать смыслы и определять свое отношение к прочитанному. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы:
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич,доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Впервые одним авторским коллективом создан непрерывный курс русского языка на основе единых линий развития Основная цель – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета Классы:
Руководитель авторского коллектива: профессор Ладыженская Таиса Алексеевна 79 Учит эффективному общению в разных языковых ситуациях: Как познакомиться с понравившимся человеком; Как вежливо отказать; Как попросить о чем-либо; Как доказать и обосновать свою мысль и так далее Классы:
Авторский коллектив учебников «Моя Математика»: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Рубин А.Г. и др. Органично соединены два направления: тренировка вычислительных навыков и обеспечение развития математического мышления. Одна из главных целей – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у учеников в повседневной жизни. Новое в содержании: 1) Обучение решению нестандартных и занимательных задач (прямо в учебнике); 2) Элементы стохастики (комбинаторика, вероятность, статистика) Классы:
Руководитель авторского коллектива -доцент ВАХРУШЕВ Александр Александрович Впервые реализована новая цель – научить объяснять мир через создание его целостной картины, систематизируя как непосредственный так и «телевизионный» опыт ребенка Научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?» Научить этике общения с окружающим миром (экологическое мышление) Классы: Классы: 5. Классы:
Руководитель авторского коллектива – кандидат ист. наук ДАНИЛОВ Дмитрий Даимович Вместо заучивания большого набора фактов – формирование целостной картины общества и истории, развитие исторического мышления – умения самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо готового набора авторских оценок и трактовок – развитие у каждого умения самостоятельно определять лично свое отношение к событиям, затрагивающим тебя, страну и весь мир. Классы: /6. 7/7. 8/8. 9/9.
Руководитель авторского коллектива - ГОРЯЧЕВ Александр Владимирович Классы: ) «Информатика в играх и задачах» (бескомпьютерная) 1-4 класс 2) Учебники «Информатика и ИКТ» («Мой инструмент – компьютер» 3-4 класс) в рамках образовательной области ТЕХНОЛОГИЯ 3) Справочники-практикумы для учащихся
Доцент КУРЕВИНА Ольга Александровна Доцент ЛУТЦЕВА Елена Андреевна Классы:
15 Кто создал систему «Школа 2100»? Единый авторский коллектив Преемственность Старшая Основная Начальная Дошкольное образование А.А. Леонтьев Д.И. Фельдштейн Совет координаторов направленийНаучные руководители
Наш опыт предлагают использовать: Из заключения Российской академии образования «… рекомендовала кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования»