К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый
это формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям.
стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник …
стилистическая фигура или стилистическая ошибка сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Без пушкинской печали светлой, без лермонтовской мрачной радости душа жар - птицею оседлой завидует своей крылатости.
расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. Умственный элемент, в количественном отношении, представляет троякое проявление : уровень среднего человека, выше среднего гений и талант и ниже среднего отсталый, тупоумный, идиот.
фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. Там – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь – и гром, и молния, и слёзы.
стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф. Меня зовут юнцом безусым, Мне это, право, всё равно. Зато не величают трусом … Давным - давно … Давным - давно … Иной усищи крутит яро, Бутылкам всем глядится в дно, Но сам лишь копия гусара … Давным - давно … Давным - давно …
переворачивание, перестановка изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя …
стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда - то в бесконечность.
Анафора Анафора Эпифора _( ритор ика ) Эпифора _( ритор ика ) Инверсия _( рито рика ) Инверсия _( рито рика ) Бессоюзие Бессоюзие