Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
Именно по результатам оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе
Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и не подлежащих итоговой оценке. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:
К основным результатам начального общего образования стандарт относит: формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач; индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системнодеятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебнопрактических и учебнопознавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом системой оценки, с другой. Рассмотрим с выделенных позиций особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, обратив особое внимание на описание объекта, особенностей содержания и процедур их оценки.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; систему психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,включая планирование, контроль и коррекцию. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е.«значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; моральноэтическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.
В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый. Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Счет Примеры проверочных заданий Учащимся показывают три одинаковых сосуда с кубиками одного размера, в одном из которых 30 кубиков, в другом – 60, а в третьем – 90. Они могут оценить, сколько кубиков находится в каждом из сосудов, объяснить, как они делали оценку и проверить ее прямым пересчетом. Учащиеся могут описать порядок, в котором они пришли в класс. Рекомендуемые критерии оценивания правильность ответа, верность и надежность результатов подсчета; разумность способов оценки и точность оценки, умение ее проверить; разумность объяснений; грамотность речи.
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями: 1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. 2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы. 3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
В проверочной работе используются три типа заданий: ? задания с выбором ответа (12 заданий), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный; ? задания с кратким ответом (6 заданий), требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов; ? задания с развернутым ответом (2 задания), в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.