1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы
2 Объективное измерение - путь к новому качеству образования «Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» Плакат в кабинете А.Эйнштейна «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » ( Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется)
3 Ключевые вопросы, определяющие технологию оценки образовательных достижений учащихся 1. С какой целью проводится оценка образовательных достижений? Как будут интерпретироваться и использоваться результаты? 2. Что понимается под образовательными достижениями? Структура образовательных достижений, приоритеты при оценке. 3. Форма проверки и формат инструментария. 4. Степень стандартизации на этапах разработки инструментария, проведения оценочной процедуры, обработки и представления результатов. 5. Реальные возможности (кадры, финансирование и др.)
4 Основные задачи мониторинга образовательных достижений Получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся по основным учебным предметам Выявление тенденций изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся
5 Основные задачи мониторинга образовательных достижений (продолжение) Выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся
6 Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)
7 Современное понимание образовательных достижений Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),
8 Современное понимание образовательных достижений - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.
9 Показатели образовательных достижений Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету) Динамика образовательных достижений Сформированность общеучебных умений Сформированность коммуникативных умений
10 Показатели образовательных достижений (продолжение) сформированность познавательных интересов Установки и ценностные ориентации Профессиональное самоопределение
11 Показатели образовательных достижений (продолжение) сформированность познавательных интересов Установки и ценностные ориентации Профессиональное самоопределение
12 Учебные достижения
13 Предметная компетентность Компетентность –способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета; - формулировать эти проблемы на языке данного предмета;
14 Предметная компетентность - решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; - анализировать использованные методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
15 Предметная компетентность - решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; - анализировать использованные методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
16
17 Разработка заданий нового типа
18
19 Задание по математике, 3 класс компетентности
20 Задание по математике, 3 класс компетентности
21 Формы представления результатов Уровень подготовки учащихся 11-х классов по физике
22
23
24 Изменение стандартов оценки (США)
25
26 Результаты по естествознанию стран, участвовавших в исследованиях TIMSS 1999 и PISA
27 Характеристика кластеров Кластер 1 –Очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся, основное время выделяется на лекции, проверку выполнения домашних заданий, на повторное объяснение пройденного материала и контроль знаний. Кластер 2 –Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся и лекции, мало времени на проверку выполнения домашних заданий и контроль знаний. Кластер 3 –Значительное время на лекции, очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся и проверку выполнения домашних заданий, другие формы работы имеют среднее значение. Кластер 4 –Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся, очень мало времени на лекции и обхяснение изученного ранее материала, контроль и проверка выполнения домашних заданий имеют среднее значение.
28 Выводы Существует много способов для достижения успеха по естествознанию в исследовании TIMSS. Достичь успеха по естествознанию в исследовании PISA невозможно, если в учебном процессе не уделяется достаточного внимания самостоятельной экспериментальной работе учащихся.
29 Контрольные измерительные материалы: годы Вовлечение профессионального сообщества в процесс обсуждения и создания контрольных измерительных материалов
30 Учет возможных аспектов воздействия на систему образования Ориентация КИМ в основном на проверку воспроизведения большого объема знаний и умений Несовершенство системы оценивания в гуманитарных предметах Трудность в проверке практических умений
31 Учет возможных аспектов воздействия на систему образования КИМ создаются по отдельным предметам и проверяют предметные знания и умения Выполнение работы требует сформированности специальных навыков
32 Направления совершенствования контрольных измерительных материалов 1. Совершенствование КИМ существующей модели Изменение акцентов в оценке с воспроизведения знаний и умений на их применение в незнакомых ситуациях Разработка требований к уровню подготовки выпускников школы (выделение ОРО) Повышение качества заданий и системы их оценивания
33 Направления совершенствования контрольных измерительных материалов 2. Разработка КИМ нового поколения Разработка заданий, оценивающих межпредметные и общеучебные умения Введение компьютерных форм КИМ Разработка прогностических КИМ на межпредметной основе
34 Направления совершенствования контрольных измерительных материалов 3. Введение интегральной оценки образовательных достижений, учитывающей результаты ЕГЭ и накопительной системы оценки образовательных достижений (портфолио) Использование различных форм оценки образовательных достижений Оценка сформированности практических умений с использованием лабораторного оборудования
35 Направления совершенствования контрольных измерительных материалов 4. Использование компьютерных технологий при разработке КИМ Создание Федерального банка тестовых заданий Создание автоматизированой системы генерации тестовых заданий Создание системы проверки заданий с развернутыми ответами с помощью компьютерных технологий Создание компьютерных программ подготовки экспертов