1 Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина Пермь 14 мая 2012 г. БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ПРАВОВОГО ОБЩЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ДОВЕРИЯ
В чем новое качество Центров правовой и гражданской активности?
Проект «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне» Новые практики: 3 1.Информирование населения 1.Информирование населения: - Тематические выставки; - Бюллетени; - Выносные места - «Перевод» текстов официальных документов на понятный для населения язык (Программа «Мамин выбор» - памятка получателям пособий на детей от 1,5 до 5 лет)
Организация публичных слушаний; Организация публичных слушаний; Организация проведения общественного контроля; Организация проведения общественного контроля; Проведение Проведение опросов граждан опросов граждан 2. Гражданское участие: 4
3. Объединения усилий правозащитного сообщества для оказания правовой помощи населению Проект Пермского регионального правозащитного центра (при поддержке Всемирного банка реконструкции и развития) Проект Пермского регионального правозащитного центра (при поддержке Всемирного банка реконструкции и развития) «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения»: - В 10 районах Пермского края организовано 10 центров бесплатной юридической помощи на базе библиотек - Оказана правовая помощь более 5500 гражданам - Организация выездного консультирования (юридические услуги предоставляются жителям 28 районов)
4. Взаимодействия Центров правовой и гражданской активности с Уполномоченным по правам человека Выездные приемы по правам человека на базе районных библиотек (42 приема); On-line сотрудничество с Уполномоченным: Тематические Skype-конференции с библиотеками, Направление электронных обращений на интернет- платформу (233 обращения);
Модель 1. «Консультант ЦПГА – консультант»: Гражданин обратился за консультацией о том, как он может решить свою проблему, при этом он еще никуда не обращался Консультация о возможных способах решения проблемы в пределах территории Обращение в территориальные органы исполнительной власти 7 Приняты Положения «О Центрах правовой и гражданской активности», «О секторе посредничества» (Суксунский район), «Положение об информационном центре Андреевского сельского поселения».
Модель 2. «Консультант ЦПГА – диспетчер»: Гражданин пытался решить свой вопрос в органах местного самоуправления или территориальных органах краевых или федеральных государственных органов, но не удовлетворен результатом Консультант ЦПГА оказывает содействие гражданину в решении вопроса в административном порядке В случае необходимости решать вопрос о личном приеме заявителей руководителями органов местного самоуправления или территориальных органах краевых или федеральных государственных органов 8
Модель 3. «Консультант ЦПГА – посредник»: Вопрос заявителя может быть решен только за пределами территории, на региональном или федеральном уровне Консультант ЦПГА принимает заявление на имя Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае рассматривает жалобу/заявление на нарушение прав граждан органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами. 9
Модель 4. «Консультант ЦПГА – навигатор»: Гражданин хочет заявить о проблеме, но не имеет возможности воспользоваться Интернет-ресурсом самостоятельно Консультант ЦПГА через сайт Уполномоченного по правам человека в Пермском крае ombudsman.perm.ru размещает проблему на ресурсе streetjournal Электронное обращение направляется в компетентный орган, фиксируется на карте 10
Количество правовых консультаций, оказанных в ходе реализации проекта 208 Оханский район 92 Косинский район Кизеловский район 1408 Суксунский район 195 ВСЕГО 1903 человека получили бесплатную юридическую помощь Чугайнов Борис Александрович - член ассоциации юристов, мировой судья в отставке Нургалеева Ирина Юрьевна – адвокат, член ассоциации юристов Юридическое образование получили специалисты библиотек: Колегова Анастасия Александровна (Оханск) Кутуева Екатерина Юрьевна (Кизел) Лузина Ирина Геннадьевна – мировой судья в отставке
Новая роль библиотек ЦПГА – посредник между жителями Пермского края и органами власти, помощник в реализации прав граждан и в решении их проблем с помощью новых информационных технологий
13 «Действуем вместе» Каждый пользователь Интернет может сообщить о проблеме, направить электронное обращение в компетентный орган и зафиксировать проблему на карте, в том числе через сайт УППЧ в ПК: OMBUDSMAN.PERM.RU В целях поддержки проекта виджет системы StreetJournal размещен на официальном сайте УППЧ в ПК Если нет возможности выхода в Интернет, это сделают консультанты ЦПГА в районах Пермского края On-line сотрудничество Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края
14 Как гражданам сообщить о проблеме через официальный сайт Открыть сайт Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Открыть сайт Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Зайти в раздел «Действуем вместе», где размещена интернет- платформа Зайти в раздел «Действуем вместе», где размещена интернет- платформаЗарегистрироваться Зарегистрировать проблему, отметить ее на карте Выбрать категорию (тематику проблемы) Выбрать категорию (тематику проблемы)
Как сообщить о проблеме? Сайт: ombudsman.perm.ru
Как сообщить о проблеме? Сайт: streetjournal.org
Как сообщить о проблеме? Отметить проблему на карте
Как сообщить о проблеме? Выбрать необходимую тематику
Контроль Уполномоченного по правам человека за реагированием на обращения граждан Сообщение поступило на сайт Принято в работу Закрыто При отсутствии реакции, сообщения граждан будут поступать Уполномоченному по правам человека в Пермском крае 19
Ранее на сайт почти все сообщения поступали от жителей г. Перми. За последнее время на сайт поступили сообщения из следующих районов Пермского края: Оханский Суксунский Чусовской Пермский Добрянский УсольскийГаинскийКочевский 20 КизеловскийОсинский Кунгурский Кишертский Очерский Ильинский ОчерскийКудымкарскийЧайковский Большесосновский Гремячинский Александровский Гремячинский Чернушинский АлександровскийКрасновишерскийКраснокамскийВерещагинский
«Открытые карты Пермского края» Оханск Суксун Кизел Openstreetmap.org Сайт проекта:osm.perm.ru
Создание открытых геоинформационных карт в платформе OpenStreetMap; Обучение представителей активной общественности районов участников проекта нанесению с помощью GPS-навигаторов и имеющейся в территориях компьютерной техники объектов на открытую платформу OpenStreetMap и их актуализации; Побуждение общественности к составлению и поддержанию карт в актуальном состоянии; Создание в территориях сообщества мапперов, которое в дальнейшем будет осуществлять поддержку открытых карт населенных пунктов, соединяющих их дорог и других объектов. Задачи проекта
Обучить технологиям взаимодействия сотрудников библиотек; Обучить технологиям взаимодействия сотрудников библиотек; Отработать практики развития и поддержки гражданских инициатив; Отработать практики развития и поддержки гражданских инициатив; Объединить вокруг библиотеки гражданских активистов, юридического сообщества, муниципальных служащих Объединить вокруг библиотеки гражданских активистов, юридического сообщества, муниципальных служащих Проект «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне» позволил:
Что необходимо для развития Центров правовой и гражданской активности? Создание нормативной базы; Создание нормативной базы; Формирование муниципального задания на новый вид деятельности в связи с изменившимся функционалом; Формирование муниципального задания на новый вид деятельности в связи с изменившимся функционалом; Решение проблемы доступа к высокоскоростному интернету Решение проблемы доступа к высокоскоростному интернету (В 2011 году Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению библиотек к сети интернет»); (В 2011 году Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению библиотек к сети интернет»); Обучение сотрудников технологиям взаимодействия с населением, местным самоуправлением Обучение сотрудников технологиям взаимодействия с населением, местным самоуправлением
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 26