Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения
Задачи знакомства с синонимами и антонимами младших школьников: Осознание младшими школьниками лексического значения слов Обогащение словарного запаса Формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений
Цели использования словаря синонимов и антонимов: С целью общего знакомства с данной книгой: нужно изучать ее построение, разделы К словарю рекомендуется обращаться при изучении соответствующего материала по русскому языку. В словаре можно найти хорошие примеры антонимических и синонимических пар Словарь следует использовать для справок при чтении художественной литературы и особенно в ходе анализа языка художественного произведения Словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи К словарю необходимо обращаться за стилистическими справками
Умения, которыми должны овладеть учащиеся: 1. Различать в речи близкие по смыслу слова. 2. Подбирать к данным словам синонимы, антонимы 3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом, антонимом 4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящее по смыслу синонимическое или антонимическое слово 5. Самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним, антоним
Синонимы Это слова которые называют один и тот же предмет, одно и тоже действие, один и тот же признак Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы: - подбор слов, близких по смыслу - выделение слов (синонимов) в тексте - выяснение понимания слов учащимися - введение слова в другой контекст-составление предложения - использование слов-синонимов в связной речи
Упражнения по работе с синонимами 1.Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают. Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол 2.Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение 3.Выделите главное слово в каждом ряду 4.К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары
5.Прочитайте слова. Найдите глаголы- синонимы и запишите их группами. Укажите спряжение глаголов, обозначающих душевное состояние человека 6.Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам 7.Выбери слова, близкие по смыслу выделенным 8.Подбери к существительному синоним 9.Подбери к прилагательному синоним 10.Замени прилагательное близким по смыслу словом 11.Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы
12.Запиши словосочетание прилагательное + существительное 13.Напиши синонимы к прилагательным 14.Подбери слова по смыслу 15.Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга
Антонимы Это слова с противоположным значением Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы: - подбор слов, противоположных по смыслу - выделение слов (антонимов) в тексте - выяснение понимания слов учащимися - введение слова в другой контекст-составление предложения - использование слов-антонимов в связной речи
Упражнения по работе с антонимами 1.Списать слова, противоположные по значению. Подчеркнуть корень в однокоренных словах. Придумать и записать с некоторыми предложения. Определить, какими членами предложения они будут 2.К данным словам приписать слова, противоположные по значению, но отвечающие на тот же вопрос 3.Списать словосочетания, подчеркнуть в них слова, противоположные по значению. Какая часть в этих словах изменяется? Почему?
4.Списать словосочетания, подчеркнуть предлоги, указывающие на противоположное направление 5.Подобрать к следующим словам слова с противоположными значениями 6.Замена антонимов в предложении 7.Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением 4.Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам 8.Подберите по два антонима к данным словам (однокоренные, разнокоренные)
9.Напиши данные фразы, используя антонимы 10.Списать слова. В словах с противоположным значением выделить ту часть, которая вносит противоположное значение 11.Упражнение «Отрицание» 12.Замени прилагательное антонимом 13.Выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения