Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
показать сумрачный Петербург в романе Достоевского « Преступление и наказание » сравнить изображение Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя и Достоевского определить особенности характера Раскольникова понять мотивы его поступков. Образовательные цели урока
развивать умение работать с художественным текстом совершенствовать навыки сопоставительного анализа Развивающие цели урока
воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлению Воспитательные цели урока :
Основан в 1703 году Петром I был столицей России до 1918 года с 1918 года столицу переносят в Москву и город носит имя Ленинград, в честь вождя революции Ленина до 90- х годов 20 века находился в блокадном положении во время Великой Отечественной Войны Что вы знаете из истории Петербурга ?
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина « Люблю тебя, Петра творенье » Каким видел Петербург Пушкин ? Какой из этого можно сделать вывод ? Петербург Пушкина противоречив : поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает « державный град » - символ власти, приносящий беды людям. Петербург Пушкина
Выразительно прочитайте отрывок из повести Гоголя « Невский проспект » Каким видел Петербург еще один русский писатель Гоголь ? Какой можно сделать вывод ? Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. « Он лжет во всякое время, этот Невский проспект » Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего символа города – призрака. Петербург Гоголя
При каких условиях можно пожертвовать жизнью одного человека ради спасения всего человечества ? Правомерно ли деление людей на " обыкновенных " (" тварей дрожащих ") и " необыкновенных " (" право имеющих ")? Справедливо ли утверждение, что на меру преступления в жизни всегда есть мера наказания ? Проблемные вопросы
Какова символика снов Раскольникова ? Какова роль " двойников " Раскольникова в общем замысле романа ? Является ли раскаяние Раскольникова искренним и какова реакция общества на этот его шаг ? Учебные вопросы
Учащиеся приводят факты из истории Петербурга ; Класс делится на две рабочие группы : первая группа отвечает на вопросы по стихотворению А. С. Пушкина « Люблю тебя, Петра творенье …», вторая – по отрывку Н. В. Гоголя « Невский проспект »; Весь класс разбирает отрывок из Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »; Подводятся итоги по проделанной работе, класс делает общий вывод. План работы : урок первый
Класс делится на две группы : первая группа анализирует первый сон Раскольникова ( погибающая лошадь ), вторая группа анализирует третий сон Раскольникова ( смеющаяся старуха - процентщица ); Подвести итоги, выявить, с какой стороны предстаёт читателю Раскольников План работы : урок второй
Прочитайте отрывки из романа, посвящённые снам Раскольникова. Попробуйте выделить, что примечательного и странного в этих снах. Сравните образы Раскольникова из первого сна и из второго сна. Задание для размышления
Отразить своё восприятие романа вы сможете в виде : - презентации, - сочинения, - диспута и др. Ожидаемые результаты