«Обзор потребностей внедрения совместной системы экологической информации (SEIS) в Кыргызстане» Гребнев В.В., эксперт Байдакова Н.С., ГАООСиЛХ Встреча рабочей группы по поддержке развития «Совместной системы экологической информации» (SEIS) 13 апреля, 2012 г.
«История разработки и использования экологических показателей в стране » 1997 –первый Национальный доклад о состоянии окружающей среды (проведен первый анализ данных) НИЦ МКУР (ЮНЕП) подготовлены интегрированные индикаторы устойчивого развития публикация ПРООН «Окружающая среда и природные ресурсы для устойчивого развития» на основе отобранных НИЦ МКУР (ЮНЕП) индикаторов, подготовлена Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии 2009 – Экологический обзор Кыргызской Республики (ЮНЕП) на основе Интегрированной оценки 2011 – Национальный доклад о состоянии окружающей среды на основе международных показателей ЕЭК ООН (ПРООН)
«Система отчетности по состоянию ООС» Информация о состоянии окружающей среды и/или воздействия на окружающую среду формируется: ГАООСиЛХ, МСХ, МЧС, Министерство здравоохранения, ГРС и др. и собирается согласно внутренних ведомственных отчетов или форм Национальным Статистическим Комитетом КР собирается информация, согласно форм статистической отчетности
«Система отчетности по состоянию ООС» 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» 2-водхоз (сводная) «Отчет об общих показателях использования воды» 4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы» 2-токсичные отходы «Отчет об образовании и обращении токсичных отходов производства и потребления» 1-охрана природы «Отчет о государственном контроле за охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов» 1-лх «Отчет о работе лесного хозяйства» 1-заповедник «Отчет по заповедникам и природным национальным паркам» 2-тп (охота) «Отчет об охране и воспроизводству диких животных» 2-тп (рекультивация) «Отчет о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя земли» 01-гр «Отчет о выполнении геологоразведочных работ» 1-отходы «Отчет об образовании и обращении с отходами производства и потребления» 2-отходы «Отчет о размещении отходов производства и потребления»
«Состояние отчетности перед международными экологическими конвенциями» КР подписала и ратифицировала 12 международных природоохранных конвенций и 3 протокола к ним. Исполнительным органом по 11-ти конвенциям является ГАООСиЛХ Исполнительным органом Конвенции по борьбе с опустыниванием являеться Министерство сельского, хозяйства КР.
«Состояние отчетности перед международными экологическими конвенциями» 1.Рамочная Конвенция об изменении климата, Киотский Протокол к Рамочной Конвенции об изменении климата 2.Конвенция о биологическом разнообразии, Картахенский протокол по биобезопасности 3.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 4.Венская Конвенция об охране озонового слоя Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 5.Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного обоснования согласия в отношении опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 6.Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 7.Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 8.Орхусская Конвенция о доступе к экологической информации и об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам в области охраны окружающей среды 9.Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц 10.Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 11.Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях 12.Конвенция по борьбе с опустыниванием
«Обзор доступных данных и информации» - Агентство по гидрометеорологии при МЧС КР. Данные: качество вода и воздуха, радиационная обстановка; - Государственное агентство охраны окружающей среды. Данные: обзор о состоянии окружающей среды Кыргызстана, база экологических НПА; – Национальный статистический комитете. Данные: статистические публикации.
«Состояние ведения кадастров природных ресурсов и среды» Никогда не велись: - государственный кадастр объектов животного мира; - государственный кадастр объектов растительного мира; - государственный кадастр ООПТ; Прекращена разработка: - государственный водный кадастр; Ведется: - государственный земельный кадастр;
Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.1: Правительству следует ускорить рассмотрение ситуации, сложившейся в области экологического мониторинга в стране, разработку стратегии и плана действий для необходимой модернизации и усовершенствования сетей мониторинга в соответствии с международными принципами и лучшими практиками. Такой план действий должен установить временные рамки и определить бюджеты, чтобы: (а). Восстановить мониторинг почв, поддерживать и расширять сети мониторинга качества воздуха и вод, связывающие задачи мониторинга с приоритетными экологическими проблемами; (б) Увеличить число измеряемых параметров, в частности приземного озона, твердых частиц PM10, тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей в окружающем воздухе, и число биологических параметров в воде; (в) Постепенно перейти к автоматическому измерению и улучшить контроль качества данных и их хранения; (г) Связать данные по качеству окружающей среды с данными о выбросах предприятий; (д) Установить и координировать комплексную экологическую базу данных в центральном органе охраны окружающей среды, которая, в свою очередь, будет связана с экологическими базами данных других государственных органов, выполняющих программы экологического мониторинга.
Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.2: ГАООСиЛХ, при сотрудничестве с НСК, должны подготовить предложения для утверждения Правительством по усилению отчетности по вопросам охраны окружающей среды в стране. Эти предложения должны отображать законодательные требования и рабочие процедуры для регулярной отчетности основными предприятиями-загрязнителями в органы окружающей среды и статистики. Предложения также должны касаться периодической публикации результатов экологической экспертизы, основанной на показателях, на национальном и территориальных уровнях. Для этого нужно использовать Руководство ЕЭК ООН «По подготовке оценочных докладов по охране окружающей среды, основанных на применении экологических показателей».
Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.3: Чтобы значительно улучшить открытый доступ к экологической информации: (а) Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству должно установить рабочие процедуры, обязывающие его структурные подразделения предоставлять на регулярной основе экологическую информацию для размещения на веб-сайте Агентства, а также ежегодно планировать подготовку экологических публикаций, которые будут финансироваться из Фонда охраны природы; (б) Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство здравоохранения и другие министерства и агентства, которые обладают экологической информацией, должны учредить информационные центры и разработать механизмы для активного распространения экологической информации среди широкой общественности.
Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.4: Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству и Министерство юстиции должны закончить приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Орхусской Конвенции для того, чтобы обеспечить их практическое выполнение органами власти и применение положений Конвенции в судебных органах, особенно на местном уровне. Агентство, в сотрудничестве с другими органами государственной власти и неправительственными организациями, должно разработать детальную стратегию для осуществления Орхусской Конвенции, нацеленную, в частности, на наращивание потенциала государственных служащих, обеспечение открытого доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам окружающей среды.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада 36 показателей ЕЭК ООН 35 применимы для КР Добавлено: «Количество ЧС природного характера»; «Состояние окружающей среды и здоровье населения»
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада А. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И РАЗРУШЕНИЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ 1. Выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух. 2. Качество атмосферного воздуха в городских населенных пунктах. 3. Потребление озоноразрушающих веществ.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада В. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА 4. Температура воздуха 5. Атмосферные осадки. 6. Выбросы парниковых газов.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада С. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. 7. Возобновляемые ресурсы пресных вод. 8. Забор пресных вод. 9. Бытовое водопотребление в расчете на душу населения. 10. Потери воды. 11. Повторное и оборотное использование пресной воды. 12. Качество питьевой воды. 13. Биохимическое потребление кислорода (БПК) и концентрация аммонийного азота в речной воде. 14. Биогенные вещества в пресной воде. 15. Биогенные вещества в прибрежных морских водах. 16. Загрязненные сточные воды.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада D. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. 17. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). 18. Леса и прочие лесопокрытые земли. 19. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и охраняемые виды. 20. Тенденции изменения численности и распространения отдельных видов.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада Е. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. 21. Изъятие земель из продуктивного оборота. 22. Районы, подверженные эрозии почв. F. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. 23. Внесение минеральных и органических удобрений. 24. Внесение пестицидов.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада G. ЭНЕРГЕТИКА. 25. Конечное энергопотребление. 26. Общий объём энергопотребления. 27. Энергоемкость. 28. Энергопотребление на основе возобновляемых источников.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада H. ТРАНСПОРТ. 29. Пассажирооборот. 30. Грузооборот. 31. Состав парка дорожных механических транспортных средств в разбивке по видам используемого топлива. 32. Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств.
Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада I. ОТХОДЫ. 33. Образование отходов. 34. Трансграничная перевозка опасных отходов. 35. Переработка и вторичное использование отходов. 36. Окончательное удаление отходов.
Спасибо за внимание!