О новой системе финансирования образовательных услуг, оказываемых вузами в рамках контрольных цифр приема О.К. Ястребова руководитель проекта ФЦПРО, консультант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Екатеринбург 17 апреля 2012 г. ПЕРЕХОД НА НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

_____________________________________ Боровская М.А. – заместитель директора департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Новая модель финансового обеспечения выполнения государственного задания на учебный год 31 июля 2013 г.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ СМЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Об организации учебного процесса на учебный год УМУ РГУФКСМиТ umu.sportedu.ru Проректор по УМР Скотникова А.В.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Внедрение новых организационно-экономических механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания учреждениями в сфере.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Полетаева Вера Владимировна, заместитель Министра образования и науки Челябинской области О ходе реализации 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Совершенствование правового положения образовательных учреждений Федеральный закон от ФЗ.
Минфин России О методологии формирования перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
Почему необходимо внедрение методик финансирования ДОУ 1.
Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Формирование муниципального задания на профильное обучение Модуль « Профильное обучение.
О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ 16 июля 2012 г.
111 Порядок финансирования бюджетных расходов в 2013 году.
Транксрипт:

О новой системе финансирования образовательных услуг, оказываемых вузами в рамках контрольных цифр приема О.К. Ястребова руководитель проекта ФЦПРО, консультант Минобрнауки России Звенигород 18 мая 2012 г.

2 Федеральный закон 83-ФЗ Повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг Федеральный закон 83-ФЗ - ключевой инструмент реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г р. ЦЕЛИ ЗАКОНА Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений

3 Основные характеристики нового механизма Государственное задание – становится важнейшим инструментом планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг Основной инструмент нового подхода к финансированию государственных учреждений – нормативные затраты на выполнение государственного задания Финансовое обеспечение субсидии – увязывается с объемами предоставления государственных услуг Переход от сметы – к финансовому обеспечению государственного задания Переход от планирования ресурсов – к планированию на единицу результата

4 Финансовое обеспечение деятельности учреждений Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Нормативные затраты на оказание государственных услуг Нормативные затраты на содержание имущества Нормативные затраты на выполнение работ Субсидия на иные цели Бюджетные инвестиции Социальное обеспечение детей сирот

5 более 320 вузов Система ВПО Минобрнауки России 316 вузов высокий уровень дифференциации затрат на обучение одного студента – до 5 раз большинство вузов оказывают несколько образовательных услуг, а финансирование – в рамках одной сметы обучение осуществляется более чем по 300 специальностей и направлений подготовки, входящих в 28 УГСН

Особенности определения нормативных затрат (Приказ Минобрнауки России 2070, 2011 г., индивидуальные нормативы) 1.Затраты, в отношении которых существуют законодательно закрепленные нормы и нормативы затрат, определяются в расчете на единицу профессорско-преподавательского состава и требуют перерасчета на единицу образовательной услуги: 2. Затраты, в отношении которых не существует законодательно закрепленных норм и нормативов: 6 доплаты за ученые степени затраты на организацию культурно-массовой и оздоровительной работы и ряд других По этим статьям нормативные затраты определяются при помощи «первоначальных нормативов затрат» - методом обратного счета

Контингент (объем госзадания) Норматив Корректирую щий коэффициент для данного учреждения по данной госуслуге для данной госуслуги (единый для всех учреждений) для данного учреждения Нормативные затраты на оказание государственной услуги 7 Расчет затрат на основе нормативов по специальностям

8 Использование ФГОС при формировании нормативов Теоретически могут выступать в качестве нормативной основы для формирования групп специальностей Однако не содержат четких требований к трудовым и материально- техническим ресурсам, на основании которых можно бы было отнести специальность к той или иной ценовой категории Пример требований к материально-техническому обеспечению проведения практики: 8 Специальность Требования к материально-техническому обеспечению проведения практики Биология Специализированные полигоны и базы. Лаборатории вуза должны быть оснащены современным оборудованием и расходными материалами. Коллекционный материал для лабораторных практикумов. Желательно наличие вивария, тепличного хозяйства, помещений для хранения коллекционного материала, а также специального оборудования для изготовления и пополнения коллекции. История Специализированные базы; лабораторные и компьютерные классы, оснащенные современным оборудованием, специализированные аудитории для проведения занятий по иностранному языку.

9 Использование ФГОС при формировании нормативов Пример требований к материально-технической базе: 9 Специальность Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата Строительство … помещения для проведения лабораторных практикумов должны быть укомплектованы специальной учебно- лабораторной мебелью, лабораторным оборудованием, лабораторными стендами, специализированными измерительными средствами в соответствии с перечнем лабораторных работ, предусмотренным примерной программой дисциплины. Как правило, следует использовать современное лабораторное оборудование, числовую измерительную технику, компьютерные технологии управления опытами и обработки результатов измерений. Металлургия компьютерные классы с выходом в Интернет и лицензионным программным обеспечением, тренажерами, компьютерными моделями; лаборатории физики, химии, безопасности жизнедеятельности, экологии, электротехники и электроники, механических испытаний, физико-химических и высокотемпературных измерений, установки и приборы для исследования состава и структуры различных материалов, лаборатории, стенды и тренажеры для изучения процессов теплообмена, закономерностей нагрева и плавления твердых тел.

10 Использование ФГОС при формировании нормативов Пример требований к соотношению форм проведения занятий: 10 Специальность Требования к соотношению форм проведения занятий основных образовательных программ бакалавриата Биотехнология Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. Требования к соотношению численности «преподаватель- обучающийся» установлены только в некоторых ФГОС ВПО напр: Специальность Требования к соотношению численности «преподаватель-обучающийся» основных образовательных программ бакалавриата Градостроительство При реализации ООП подготовки бакалавров градостроительства соотношение «преподаватель- обучающийся» должно составлять 1:4

11 Использование УГСН при формировании нормативов Один из наиболее очевидных вариантов формирования групп специальностей, государственное задание выдается именно в разрезе УГСН Недостаток – различие в стоимости специальностей не является критерием формирования УГСН, специальности в рамках одной УГСН могут сильно различаться по стоимости Пример требований к разным специальностям, входящим в одну УГСН: 11 Требования/специальностьИстория Филология Лингвистика Кол-во академ. часов аудиторной нагрузки в неделю (без учета занятий по физической культуре) 3227 Доля ППС – наличие ученых степеней 60% 50% В т.ч. профессоров 8% Доля ППС, для которых требование к наличию ученого звания может быть заменено требованием к стажу работы 10% 15% Максимальный процент лекционных занятий от общей аудиторной нагрузки 50%40%30%

Формирование групп специальностей Лабораторное оборудование Не требуется лабораторное оборудование Требуется лабораторное оборудование Требуется особо сложное лабораторное оборудование Соотношение численности преподавателей и студентов 1:10 1:8 1:7 1:6 1:5 1:4 12 Базовый (минимальный) норматив Стоимостные группы специальностей (направлений подготовки) с повышающими коэффициентами относительно базового норматива

Специальности (направления подготовки), соответствующие приоритетным направлениям направлений подготовки бакалавров 33 специальности 38 направлений подготовки магистров Выделены в отдельную стоимостную группу Устанавливается отдельный коэффициент для группы Вносится дополнительная корректировка в распределение специальностей (направлений подготовки) по стоимостным группам

14 Норматив, тыс. руб. Вузы Медиана 60,2 тыс. руб. Распределение фактических индивидуальных нормативов затрат в вузах Минобрнауки России (2011г)

Стоимостная группа Бакалавриат, специалитет Магистратура 1. Не требуется лабораторное оборудование 1,001,17 2. Требуется лабораторное оборудование 1,061,23 3. Требуется особо сложное лабораторное оборудование 1,101,27 4. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:8 1,141,27 5. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:7 1,241,39 6. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:6 1,381,56 7. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:5 1,571,78 8. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:4 1,862,12 9. Приоритетные специальности* 1,862,12 СИСТЕМА ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ОТ БАЗОВОГО НОРМАТИВА ЗАТРАТ НА УСЛУГИ ВПО 15 Базовый норматив затрат На 1 курс 2012/2013 г. 60,2 тыс.руб. Базовый норматив затрат На 1 курс 2012/2013 г. 60,2 тыс.руб. * - Поручения Президента РФ и Правительства РФ

Распределение контингента по стоимостным группам 16 Группы специальностей (направлений подготовки) Количество специальностей (направлений подготовки) Доля обучающегося контингента Не требуется лабораторное оборудование 12439,3% Требуется лабораторное оборудование 12029,6% Требуется особо сложное лабораторное оборудование 322,3% Особое соотношение численности преподавателей и студентов 603,1% Приоритетные специальности 10825,7% ИТОГО %

Система корректирующих коэффициентов 17 Региональные коэффициенты к заработной плате Коэффициент к заработной плате для особо ценных объектов культурного наследия Индивидуально установленное для учреждения соотношение численности преподавателей и студентов Законодательно установленные коэффициенты Географическое положение вуза Статус национального исследовательского университета Статус федерального университета Дополнительно учитываются (по решению Министерства)

ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ 18 в целом для учреждения для учреждения по государственным услугам Нормативы по государственным услугам в разрезе специальностей (направлений подготовки) для контингента: 1 курса 1 и 2 курса 1, 2 и 3 курса 1, 2, 3 и 4 курса Для контингента прочих курсов используются индивидуальные нормативы Полный переход на формульные нормативы Индивидуальные нормативы Переход к единым нормативам Единые нормативы

Количество обучающихся по группам специальностей КЦП 1 курс ( год обучения ) 292,5 тыс. единиц ПК (22,5% от ПК на 2012 год по 312 вузам) Распределение КЦП 1 курса по группам специальностей: 19 Группа Объём КЦП, единиц ПК % от поступивших Количество вузов Не требуется лабораторное оборудование ,4 39,1%305 Требуется лабораторное оборудование ,5 29,6%268 Требуется особо сложное лабораторное оборудование 6 781,5 2,3%75 Соотношение ППС/ПК 1:8 209,0 0,1%19 Соотношение ППС/ПК 1: ,3 0,9%77 Соотношение ППС/ПК 1:6 191,2 0,1%17 Соотношение ППС/ПК 1:5 10,5 0,0%2 Соотношение ППС/ПК 1:4 6131,1 2,1%139 Приоритетные специальности ,1 25,8%240

Конкурс КЦП в 2012 году 20 Конкурс проводится не по УГСН, а по отдельным специальностям (направлениям подготовки) Участниками конкурса являются вузы, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) высшего профессионального образования – НЕ ТОЛЬКО учреждения, подведомственные Минобрнауки России Задача учреждения – привлечение студентов

Платные услуги ФЗ: «… оказание услуг за плату на одинаковых при оказании [с государственными услугами, оплаченными из бюджета] условиях» Разъяснение Совета Федерации (применительно к ВПО): стоимость обучения бюджетных студентов и с полным возмещением затрат (по конкретной специальности и форме обучения) должна быть одинаковой, увеличение стоимости платных услуг может быть обусловлено предоставлением дополнительных услуг

22 Задачи по переходу на новую систему финансирования Для учредителей Анализ индивидуальных затрат учреждений Обоснование оптимальных нормативов базовых средних затрат по группам учреждений, в том числе с учетом специальностей Совершенствование методологической базы расчета нормативов затрат Для учреждений Совершенствование внутреннего учета затрат; Соотнесение фактических затрат с едиными (групповыми); Принятие эффективных управленческих решений; Привлечение студентов; Связь с работодателем.