Цель школьного наставничества - оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, формирование в школе кадрового ядра. Задачи школьного наставничества : привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении; ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Факторы, обеспечивающие успешность становления молодого специалиста: непрерывность профессионального становления молодого специалиста в системе "школа- методическая служба - общественные объединения"; сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; четкое видение молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению; реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования; использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого специалиста и оценки его профессиональных достижений.
Этапы повышения профессиональной компетентности молодого специалиста: 1 этап – адаптационный Задачи: определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, недостатков в его теоретико-практических навыках для разработки программы адаптации; 2 этап – основной (проектировочный) Задачи: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений, помощь молодому специалисту в построении собственной программы самосовершенствования; 3 этап – контрольно оценочный Задачи: проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Основные направления работы: организация учебного процесса; знакомство с требованиями к ведению школьной документации; практическое применение основ педагогической деятельности; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасное,, возможности использования в практической деятельности); использование мультимедийных средств обучения механизмы использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Формы и методы наставничества: деловые и ролевые игры; работа в малых группах; анализ педагогических ситуаций; индивидуальная адресная помощь по вопросам обучения и воспитания; психологические тренинги; совместная разработка и презентации моделей уроков; создание портфолио; защита творческих работ; мастер-классы; творческие мастерские; открытые уроки лучших учителей: посещение уроков молодых специалистов и т.д.