ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Проблемное обучение + психология творчества = технология проблемно- диалогического обучения
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации ЦелиЭтапы учебного процесса Методика организации знания Введение материала Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания умения Задачи и упражнения Задания навыки Многократное повторение действия Задания
Классификация методов обучения методы проблемные Тради- цион- ные «классические»«сокращенные» Поста- новка пробле- мы Сообще- ние проблемы учителем от пробл. ситуации Постанов- ка проблемы учениками от пробл. ситуации Побужда- ющий диалог от проблем- ной ситуации Подводя- щий к теме диалог Сообще- ние темы с мотивиру- ющим приемом Сообщение темы Поиск решения Сообще- ние гипотез, проверка учителем Выдвиже- ние, проверка гипотез учениками Побужда- ющий к гипотезам и проверке диалог Подводя- щий от проблемы диалог Подводя- щий без проблемы диалог Сообщение знания
Диалогические методы Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся. Подводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышление.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМНЫЙДИАЛОГ этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания ДИАЛОГ
? ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых обучающимися формулировок учебной проблемы.
ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики
Прием 1. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных» УчительУченики - Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены в этом предложении. - К какой части речи они относятся? - Определите их род и падеж (предъявление первого факта). - Выделите их окончания (предъявление второго факта). - Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Старая женщина волновалась о сестре и дочери. - Сестре, дочери. - Это существительные. - Женский род, предложный падеж. Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия). Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)
Прием 2. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сложные слова» УчительУченики - В словах на доске выделите корень (практическое задание). - Все согласны? - Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень. - Нет. В слове «мухоловка» два корня: мух - и лов-. Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) - Два мнения (осознание противоречия). - Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка"? (Учебная проблема как вопрос.)
Прием 3. Урок математики в 6-м классе по теме «Задачи на проценты» УчительУченики -Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку) - Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (предъявление научного факта). - Итак, что вы сказали сначала? - А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Цена товара не изменилась (житейское представление). - Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). - Что цена не изменится. - Цена уменьшилась (осознание противоречия). - Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).
Прием 4. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Спряжение глаголов» УчительУченики - Что такое склонение? - Какие части речи, известные вам, склоняются? - Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (задание, не выполнимое вообще). - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Изменение по падежам. - Существительные и прилагательные. - Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия). - Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос.)
Прием 5. Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число» УчительУченики - Найдите площадь прямоугольника со сторонами 5 и 21 см - Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими). - Вы смогли выполнить задание? -В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Выполняют, находят ответ - Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. - Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия). - Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока).
Прием 6. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора» УчительУченики - Составьте схему предложения. Диктует: «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими). - Теперь посмотрите на мою схему (открывает схему на доске, доказывая, что задание не выполнено). - Итак, какое вам было дано задание? Какое правило вы пытались применить? - А почему вам не удалось выполнить задание верно? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какая будет сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Ученица у доски составляет схему: «П?» - А. - Ученики видят схему: «П?» - а. - Составить схему предложения с прямой речью. О знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора. - Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора (осознание противоречия). - Предложения с прямой речью перед словами автора (учебная проблема как тема урока).
Система вопросов для побуждающего диалога: Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Так какая будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока).
ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знан ия
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» УчительУченики - Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. - Это существительные с шипящими на конце. - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).
Сообщение темы с мотивирующим приемом Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов: 1)«яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. 2)«актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого
Три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2)подводящий к теме диалог; 3)сообщение темы с мотивирующим приемом.
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙПРОБЛЕМЫ ПОИСКРЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ тему урока или вопрос для исследования интерес к новому материалу, познавательная мотивация «открытие» нового знанияподлинное понимание учениками материала
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий: 1)побуждения к выдвижению гипотез; 2)принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3)побуждения к проверке гипотез; 4)принятия предлагаемых учениками проверок.
СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общее побуждение К гипотезам: - Какие есть гипотезы? К аргументу/ контраргументу: - Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки: - Как можно проверить эту гипотезу? ПодсказкаК решающей гипотезе К аргументу/ контраргументу К плану проверки СообщениеРешающей гипотезы Аргумента/ контраргумента Плана проверки
Продолжение урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных" УчительУченики использует подводящий к теме диалогформулируют тему урока - Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.) - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) - Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.) - Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) - С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) - В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1). - Молчат. - Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент). - Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2). - Молчат.
УчительУченики использует подводящий к теме диалогформулируют тему урока - Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу). - Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.) - Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) - Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) - Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.) - Делайте. - Что дала проверка? - Сформулируйте общий вывод. - Сверьте вывод с учебником. - «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент). - Молчат. - В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза). - Молчат. - Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). - Выписывают слова. - Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). - Формулируют правило (открытие нового знания). - Все верно.
Продолжение урока «Умножение на двузначное число» Учитель Ученики использует побуждающий диалогформулируют тему урока - Сейчас вы разобьетесь по группам, и будете решать пример 56 х 21=? Способ решения запишите на листке. - Подходит к каждой группе: Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Воспользуйтесь распределительным свойством (подсказка к решающей гипотезе). - Разбиваются по группам, начинают работу. - Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы: - 50 х х 1 = 1006 (ошибочная гипотеза) х х 1 = 1176 (решающая гипотеза).
УчительУченики использует побуждающий диалогформулируют тему урока - Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (Побуждение к практической проверке.) - Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Подсказка к плану проверки.) - Делайте! - Что у вас получилось? - Значит, как надо умножать на двузначное число? - Сравните свой вывод с правилом в учебнике - Молчат. - Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) - Работают с калькулятором. - При умножении получается Формулируют правило (открытие нового знания). - Обращаются к учебнику.
Подводящий к знанию диалог не требует выдвижения и проверки гипотез; ог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Продолжение урока «Сложные слова» УчительУченики использует побуждающий диалогформулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка»? - Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему птичка так называется? - Запишите «ловит мух». - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень. - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень. - Есть ли корни мух - и лов - в слове «мухоловка»? - Так сколько же корней в слове «мухоловка»? - Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. - Она ловит мух. - Записывают. - Подбирают, выделяют. - Подбирают, выделяют. - Да. Есть. - В слове «мухоловка» два корня. - Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).
Три основных метода поиска решения учебной проблемы: 1)побуждающий к гипотезам диалог; 2)подводящий от проблемы диалог; 3)подводящий без проблемы диалог.
Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1.Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы.
34 Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный диалог? 1.Регулятивные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Технология проблемно- диалогического обучения является результативной здоровьесберегающей общепедагогической обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Как анализировать проблемно-диалогический урок?
Этап урокаТворческое звено Проблемный урок Введение знаний Постановка учебной проблемы Совместное формулирование проблемы – вопроса о новом знании или темы через: - Проблемную ситуацию - Подводящий диалог - Сообщение с мотивирующим приёмом Поиск решения Совместное открытие знания через: - Выдвижение и проверку гипотез - Подводящий от проблемы диалог - Подводящий без проблемы диалог Воспроизведение знаний Выражение решения и реализация продукта Продуктивные задания: - Формулирование темы, вопросов - Составление опорного сигнала - Создание художественного образа
Анализ урока с общей и частными проблемами Этап урокаТворческое звеноПроблемный урок Введение знаний Постановка общей проблемы Совместное формулирование темы Постановка частных проблем Совместное формулирование пунктов плана: - Всех сразу (после темы) - Каждого в отдельности Поиск решения частных проблем Совместное открытие знаний по каждому пункту плана
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Выбор планируемого метапредметного (УУД) или личностного результата для данного урока Кто выбирает метапредметный результат? 40 Учитель и ученики.
2. Подбор заданий для достижения метапредметного или личностного результата Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата? 41 Продуктивное задание.
Как часто на уроках мы будем планировать специальную работу, нацеленную на метапредметный результат? 42 На каждом уроке невозможно. Один раз в день на одном предмете нецелесообразно. Итог: столько уроков в день, сколько можно объединить общими целями. 3. Выбор планируемого метапредметного (УУД) или личностного результата для данного урока
На какое умение нацелено это задание? 43 Ищу и нахожу информацию в разных источниках. 4. Подбор заданий для достижения метапредметного или личностного результата
44 5. Примерный алгоритм при подготовке проблемно-диалогического урока 1.Отобрать минимум – новые знания данного урока 2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений) 3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (+версии решения) 4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения. 5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами. 6.Спланировать выражение решения проблемы 7. Подготовить задания на применение нового знания
45 Важно учить детей самостоятельно «открывать» знания на каждом уроке Технология ПДО помогает подлинному пониманию материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Я не волшебник, я только учусь!
Автор проблемного диалога Е.Л. Мельникова