ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАТИКА
Повторение материала Системы счисления Информация и её кодирование Моделирование и компьютерный эксперимент Основы логики Элементы теории алгоритмов Архитектура компьютеров и компьютерных сетей Технология обработки графической информации Технология обработки звуковой информации Обработка числовой информации Технологии поиска и хранения информации Телекоммуникационные технологии Программирование
Системы счисления Система счисления это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры (т.е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа. Так, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти. В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число. Например, в числе 757,7 первая семерка означает 7 сотен, вторая – 7 единиц, а третья – 7 десятых долей единицы. Сама же запись числа 757,7 означает сокращенную запись выражения ,7 = = 757,7. Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием. Основание позиционной системы счисления это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе. За основание системы можно принять любое натуральное число два, три, четыре и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т.д. Запись чисел в каждой из систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения a n-1 q n-1 + a n-2 q n a 1 q 1 + a 0 q 0 + a -1 q a -m q -m, где a i – цифры системы счисления; n и m – число целых и дробных разрядов, соответственно К списку тем
Информация и её кодирование 1 бит минимальная единица измерения информации. При вероятностном подходе к измерению информации это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза. Связь между единицами измерения информации: 1 байт = 8 бит; 1 Кб (килобайт) = 210 (1024) байт = 213 бит; 1 Мб (мегабайт) = 210 (1024) Кб = 220 ( ) байт = 223 бит; 1 Гб (гигабайт) = 210Мб = 220 Кб = 230 байт = = 233 бит; 1 Тб (терабайт) = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байт = 243 бит. При объемном подходе к измерению информации информативность сообщения определяется количеством символов, его составляющих. Кодирование информации подразумевает преобразование знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы. Обратное преобразование называют декодированием. Кодирующим отображением называется такое отображение F множества слов в некотором алфавите на множество слов в том же или каком-то другом фиксированном алфавите. Обычно исходное множество для кодирующего отображения F называется входным алфавитом, а результат отображения выходным алфавитом. Применение кодирующего отображения F к любому слову из входного алфавита называется кодированием, а само кодирующее отображение F кодом. То есть код это правило, по которому осуществляется кодирование. При кодировании информации для представления ее в памяти ЭВМ используется двоичный способ, т.е. любая информация будь то числа, текст, графическое изображение, звук или видео представляется универсальным двоичным кодом. Алфавит этого кода составляют символы 0 и 1. Почему был выбран именно этот способ кодирования? В некоторых из первых ЭВМ предпринимались попытки внедрить десятичный или троичный код, но ни один из этих вариантов кодирования не дожил до современности. Причина проста: два существенно различных состояния, представляющих, соответственно, 0 или 1, технически реализовать значительно проще, чем три или десять. Действительно, отсутствие напряжения может обозначать 0, наличие 1; отсутствие намагниченности участка носителя информации 0, присутствие намагниченности 1 и т.д. Поэтому другие варианты были просто изжиты. Каждая цифра машинного кода несет 1 бит информации. Числовая информация была первым видом информации, который начали обрабатывать ЭВМ, и долгое время она оставалась единственным видом. Поэтому неудивительно, что в современном компьютере существует большое разнообразие типов чисел. Целые числа. Для того чтобы различать положительные и отрицательные числа, в их двоичном представлении выделяется знаковый разряд. По традиции используется самый старший (левый) бит, причем нулевое значение в нем соответствует знаку плюс, а единичное минусу. Из сказанного следует, что положительные числа представляют собой обычное двоичное изображение числа (с нулем в знаковом бите). А вот для записи отрицательных чисел используется специальный код, называемый в литературе дополнительным. Для практического получения кода отрицательных чисел используется следующий алгоритм: модуль числа перевести в двоичную форму; проинвертировать каждый разряд получившегося кода, т.е. заменить единицы нулями, а нули единицами; к полученному результату обычным образом прибавить единицу. Вещественные числа. Для хранения этого типа данных в памяти современных ЭВМ обычно используется представление чисел с плавающей запятой. Оно фактически взято из математики, где любое число А в системе счисления с основанием О предлагается записывать в виде А Ь= (±М) * Q±p, где М называют мантиссой, а показатель степени Р порядком числа. Для обозначения операции умножения мы используем компьютерный вариант «*». Таким образом, при использовании метода представления вещественных чисел с плавающей запятой в памяти фактически хранятся два числа: мантисса и порядок. Разрядность первой части определяет точность вычислений, а второй диапазон представления чисел. К описанным выше общим принципам представления вещественных чисел необходимо добавить правила кодирования мантиссы и порядка. Эти правила могут отличаться для различных машин, и мы не будем их здесь рассматривать К списку тем
Моделирование и компьютерный эксперимент Моделирование как метод научного познания. Классификация моделей. Многие открытия в различных науках были сделаны именно благодаря построению моделей различных объектов, процессов и явлений. Например, открытие кислорода стало возможным благодаря опытам по сгоранию некоторых веществ, а сконструированные модели летательных аппаратов Циолковским привело к созданию космических кораблей и спутников, которые были выведены на орбиту Земли в середине 20 века. Модели всегда играли важную роль в деятельности человека, некоторые явления безопаснее исследовать на модели, нежели в реальности (изучение молнии, последствия атомного взрыва, ядерную энергию и т.д.) В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные свойства объекта. Модель это новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. В разных науках одни и те же объекты исследуются под разными углами зрения и строятся различные типы моделей. Один и тот же объект иногда имеет множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Модели классифицируются по: области применения (научные, учебные, опытные, деловые игры и т.д.), временному фактору (динамические, статические), способу представления (материальные, информационные). Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, модель кристаллической решетки, детские игрушки и др.). Модели знаковые (информационные) представляют объекты и процессы в форме рисунков, схем, таблиц, текстов и т.д. Информационные модели в свою очередь бывают компьютерные и некомпьютерные Далее К списку тем
Моделирование и компьютерный эксперимент Модели представления объектов или процессов реального или вымышленного мира. Виды моделей: графические представления, натурные, математические, информационно-логические и т.п. Графические представления графические изображения объектов и процессов. Свойства моделей: адекватность, полнота, детальность и т.п. Адекватность степень соответствия модели представляемым объектам. Математические модели математические описания объектов, выражаемые с помощью математических формул и уравнений. Математическая модель это совокупность математических объектов (данных) и отношений между ними, отражающих некоторые свойства моделируемого процесса. Математическая модель это система уравнений и неравенств, описывающих поведение объекта с некоторой степенью точности. На основе словесной формулировки задачи, выбираются входные и выходные переменные, записываются ограничения, образующие в совокупности математическую модель решаемой задачи. Информационно-логические модели формальные описания объектов, допускающие их представление и обработку на ЭВМ. Модели движения бывают аналитические, дифференциальные, разностные. Примеры физических моделей: материальная точка, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное движение, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, абсолютно упругий удар, абсолютно неупругий удар, абсолютно несжимаемая жидкость, идеальный газ, однородное магнитное поле, однородное электрическое поле. Многие физические законы справедливы только в рамках своих физических моделей, например, уравнение Менделеева- Клайперона верно только для идеального газа Назад К списку тем
Основы логики Основной объект изучения логики - элементарные высказывания. Из них с помощью логических связок (элементарных операций) строятся сложные высказывания. При алгебраическом подходе эти высказывания рассматриваются как формулы, которые можно вычислять и преобразовывать. Логическими переменными обозначают элементарные высказывания. Формулы определяют логические функции. Логические функции, переменные, элементарные операции образуют алгебру Буля (булеву алгебру). Для булевой алгебры справедливы определенные соотношения, тождества, правила и законы. Булева функция - функция, как и ее аргументы принимающая только два значения: 0 и 1. Совокупность значений аргументов называется набором. Всего может быть 2N наборов аргументов. Функция может быть задана таблично (таблица истинности), числовым способом, аналитически (в виде СДНФ или СКНФ), графически (картой Карно). Цель минимизации - упрощение СДНФ (СКНФ), чтобы в минимальной форме было наименьшее возможное число букв и наименьшее возможное число знаков операций. Чтобы решить логическую задачу, необходимо найти истинное высказывание, отвечающее на поставленный в задаче вопрос. Обозначения для логических связок (операций): a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается ¬ (например, ¬А); b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\ (например, А /\ В) либо & (например, А & В); c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/ (например, А \/ В) либо | (например, А | В); d) следование (импликация) обозначается –> (например, А –> В); e) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания). Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А –> В и (¬А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В – нет (значения выражений разные, например, при А = 1, В = 0). Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование), эквивалентность (равносильность). Таким образом, ¬А /\ В \/ С /\ D совпадает с ((¬А) /\ В) \/ (С /\ D). Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С К списку тем
Элементы теории алгоритмов Алгоpитм точное и понятное пpедписание исполнителю совеpшить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Основные свойства алгоритмов: Понятность для исполнителя Дискpетность (прерывность, раздельность) алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов). Опpеделенность каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола. Pезультативность это свойство состоит в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов. Массовость. Алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде. Формы представления алгоритмов: словесная (записи на естественном языке); графическая (изображения из графических символов); псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке; программная (тексты на языках программирования). Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Графическом представление алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий К списку тем
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей Крупнейшей глобальной информационной системой является сеть Интернет, которая в действительности не имеет определённой организационной структуры и представляет собой некий конгломерат самостоятельных компьютерных сетей, созданных усилиями различных правительств, научных, коммерческих и некоммерческих организаций. Компьютерные сети относятся к области компьютерных телекоммуникаций. Телекоммуникации - это средства дистанционной передачи информации. Отдельные компьютеры и локальные сети в рамках конкретной сети соединены между собой различными техническими средствами коммуникаций, однако сама сеть при подключении к Интернет использует для обмена информацией общий набор стандартов (протоколов). Например, в России популярны некоторые компьютерные сети, обслуживаемые компаниями ЭУНет/Релком (сеть Релком является частью европейской сети ЭУНет). Известны компании, предоставляющие услуги телекоммуникаций, например Демос, Гласнет, МТУ-Информ и другие. Ряд телекоммуникационных сетей, созданных за последние годы в нашей стране и за рубежом, это, как правило, малые компьютерные сети или BBS (Bulletin Board System-электронная доска объявлений), которые имеют всего один сервер. В сети типа BBS редко бывает более 1000 пользователей. Известна также компьютерная сеть Фидонет, которая является любительской бесплатной сетью. Стандартным устройством, с помощью которого ваш компьютер может быть подключён к мировой сети, является модем (модулятор демодулятор) небольшое электронное устройство, встроенное в ПК или размещённое в отдельном корпусе. В первом случае это внутренний модем, во втором внешний. Модем подключается к компьютеру и обычной телефонной розетке. К нему также подключается телефон. Модем-это устройство, которое позволяет подключать компьютер к телефонной линии связи. Это подключение производится обычно через последовательный порт COM2. Единственная функция Модема - преобразовать дискретный (цифровой) сигнал, с которым работает ПК, в аналоговый сигнал, передаваемый по телефонной линии (и наоборот). Основная характеристика модема – скорость передачи информации. Она измеряется в бод (1 бод=1 бит/с). Стандартные скорости передачи информации модема: 1200 бод, 2400 бод, 4800 бод, и, как правило, 9600 бод, бод, бод и больше. Чем выше эта величина, тем модем лучше. Есть модемы со скоростью и бод. Специально разрабатываются скоростные модемы. Наиболее известны модемы фирм US Robotics и ZyXEL. Для работы с модемом применяется специальное программное обеспечение, в том числе и указанных фирм. В качестве канала связи может использоваться либо обычная (коммутируемая, т.е. переключаемая), либо специально выделенная телефонная линия. Система Интернет через самостоятельные компьютерные сети обеспечивает подключённых к ней пользователей разнообразным набором услуг. Для подключения к сети Интернет Вам надо найти фирму, которая за умеренную плату даст Вам специальную программу и номер телефона для выхода в сеть и Ваш сетевой адрес. Такие фирмы называют провайдерами, от английского слова provide снабжать, обеспечивать. Компьютеры различных провайдеров связаны друг с другом не телефонными линиями, а высокоскоростными каналами связи, в том числе спутниковыми радиоканалами и волоконно-оптическими. Если скорость канала меньше, чем 128 Кбит/с, то с ним нельзя работать. Удовлетворительная скорость составляет от 512 Кбит/с до 2 Мбит/с. Весь объём информации, передаваемой по сети, называется трафиком К списку тем
Технология обработки графической информации Представление графической информации Компьютерная графика раздел информатики, предметом которого является работа на компьютере с графическими изображениями (рисунками, чертежами, фотографиями, видеокадрами и пр.). Пиксель наименьший элемент изображения на экране (точка на экране). Растр прямоугольная сетка пикселей на экране. Разрешающая способность экрана размер сетки растра, задаваемого в виде произведения n г *n в, где n г число точек по горизонтали, n в число точек по вертикали (число строк).Часто используются четыре основных разрешающих способностей экрана: 640 Х 480, 800 Х 600, 1024 Х 768, 1280 Х Видеоинформация информация об изображении, воспроизводимом на экране компьютера, хранящаяся в компьютерной памяти. Видеопамять оперативная память, хранящая видеоинформацию во время ее воспроизведения в изображение на экране. Графический файл файл, хранящий информацию о графическом изображении. Число цветов используемой палитры, воспроизводимых на экране дисплея (N), и число битов, отводимых в видеопамяти под каждый пиксель (i), связаны формулой: N = 2*i Для того, чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой его точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитать необходимый объем видеопамяти можно найдя произведение количества точек по горизонтали на количество точек по вертикали на глубину цвета: n г * n в * i Величину i называют битовой глубиной или глубиной цвета К списку тем
Технология обработки звуковой информации Представление звуковой информации Частота дискретизации это количество измерений входного сигнала за 1 секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц измерений за 1 секунду 1 килогерц (кГц). Характерные частоты дискретизации аудиоадаптеров: 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц и др. Разрядность регистра число битов в регистре аудиоадаптера. Разрядность определяет точность измерения входного сигнала. Чем больше разрядность, тем меньше погрешность каждого отдельного преобразования величины электрического сигнала в число и обратно. Если разрядность равна 8 (16), то при измерении входного сигнала может быть получено 28 = 256 ( ) различных значений. Очевидно, 16-разрядный аудиоадаптер точнее кодирует и воспроизводит звук, чем 8-разрядный. Звуковой файл файл, хранящий звуковую информацию в числовой двоичной форме. Как правило, информация в звуковых файлах подвергается сжатию. Пример 1 Определить размер (в байтах) цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет 10 секунд при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов. Файл сжатию не подвержен. Решение Формула для расчета размера (в байтах) цифрового аудиофайла (монофоническое звучание): (частота дискретизации в Гц) х (время записи в секундах) х (разрешение в битах)/8. Таким образом, размер файла вычисляется так: / 8 = байт К списку тем
Обработка числовой информации Обработку числовой информации производят табличные процессоры (электронные таблицы). Их основное назначение – автоматизация «рутинных» расчетов. Применение такие таблицы нашли в сфере бухгалтерского учета, планирования, финансового анализа, статистики и в других отраслях, где хранение, передача и обработка информации продиктованы современными условиями. Современные процессоры позволяют не только хранить, передавать и обрабатывать информацию, но и производить математические вычисления. При обработке числовой информации у процессоров широкие возможности по форматированию таблиц (выбор формы представления данных в таблице, определение типа данных, автоматическое оформление таблиц и данных и т. д.). Самыми популярными процессорами, способными хранить, передавать и обрабатывать информацию, являются Microsoft Excel, Corel Quattro, Lotus. При обработке числовой информации на процессорах, создаются электронные таблицы, которые можно просматривать, записывать на носители внешней памяти, а так же хранить, передавать и обрабатывать информацию. Обработка числовой информации производится в полном объеме. Рабочим полем табличного процессора является экран дисплея, на котором электронная таблица представлена в виде прямоугольника, разделенного на столбцы и строки. Работать с таблицей очень удобно курсором. Режим обработки числовой информации предполагает заполнение и редактирование документа. Существует множество решений по хранению, передаче и обработке информации. Дисковые и ленточные системы хранения, передачи и обработке информации подойдут в работе с корпоративной информацией. При выполнении обычной обработки числовой информации, например, при поиске, сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных К списку тем
Технологии поиска и хранения информации База данных- это инструмент для хранения и организации информации. Примером баз данных могут служить справочники, словари, картотеки, записные книжки и т.д., которыми мы все пользуемся на работе и в повседневной жизни. История подобных баз данных насчитывает несколько тысячелетий. Они появились одновременно с появлением письменности. Задача базы данных состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном или нескольких местах, причем таким способом, который заведомо исключает ненужную избыточность. В хорошо спроектированной базе данных избыточность данных исключается и минимизируется вероятность сохранения противоречивых данных. Таким образом создание баз данных преследует две основные цели: понизить избыточность данных; повысить их надежность. Компьютеры и созданные на их основе Системы Управления Базами Данных (СУБД) привели к тому, что при работе с большими объемами данных бумажные носители используются все реже. Особенно широкое распространение СУБД получили с почти повсеместным появлением персональных компьютеров. На современных компьютерах чаще всего используются СУБД MS ACCESS, Paradox, Visual dBase, MS Visual FoxPro, MS SQL и Oracle. Четыре основных требования, которым должна удовлетворять хорошо спроектированная база данных: Удовлетворять всем требованиям пользователей к содержимому базы данных.Поэтому перед проектированием необходимо провести исследования требований пользователей к функционированию баз данных. Гарантироватьнепротиворечивость и целостность данных.При проектировании таблиц нужно определить их атрибуты и некоторые правила, ограничивающие возможность ввода пользователем неверных значений. Для верификации данных перед непосредственной записью их в таблицу база данных должна осуществлять вызов правил модели данных и тем самым гарантировать сохранение целостности информации. Обеспечивать естественное, легкое для восприятия структурирование информации.Качественное построение базы делает запросы к базе более прозрачными и легкими для понимания; следовательно, снижается вероятность внесения некорректных данных и улучшается сопровождение базы. Удовлетворять требованиям пользователей к производительности базы данных.При больших объемах информации вопросы сохранения производительности начинают играть главную роль, сразу показывая все недочеты проектирования. В большинстве случаев предполагается, что данные представлены в виде файлов, состоящих из записей. Структура всех записей в файлах одинакова, а количество записей в файле является переменным. Элементы данных, из которых состоит каждая запись, называются полями. Поскольку во всех записях имеются одни и те же поля (с разными значениями), полям удобно давать уникальные имена. Многие практически важные случаи хорошо укладываются в такое представление данных. Большинство СУБД поддерживают, кроме того, механизм связей между различными файлами, входящих в базу. Например, связь может установиться явным образом, когда значением некоторых полей является ссылка на другой файл, такие СУБД называются сетевыми, или же связь может установиться неявным образом, например, по совпадению значений полей в различных файлах. Такие СУБД называются реляционными. MS Access является СУБД реляционного типа, в которой разумно сбалансированы все средства и возможности, типичных для современных СУБД. Реляционная база упрощает поиск, анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте К списку тем
Телекоммуникационные технологии Компьютерная сеть это совокупность технических и программных средств, которые объединяют группу компьютеров и обеспечивают пользователям возможность доступа и совместного использования ресурсов системы. Организация локальной компьютерной сети Один наиболее мощный компьютер объявляется главным компьютером сети. Его называют файловым сервером или просто сервером. Остальные компьютеры объявляются рабочими станциями и соединяются с сервером с помощью сетевых плат и специальных коаксиальных кабелей. Рабочая станция может по-прежнему исполнять функции автономного компьютера: она сохраняет обычные операционную и файловую системы. Однако в целом работой сети управляет специальная сетевая операционная система, основная часть которой размещается на файл-сервере, но отдельные элементы имеются и на рабочих станциях. В сеть можно включить один или несколько принтеров и другие периферийные устройства. На жёстком диске файл-сервера размещают основные файлы и программы информационной системы. Сетевая ОС позволяет разграничить права доступа отдельных пользователей к ресурсам сети. Например, некоторым людям может быть запрещён доступ к обновлению системной информации сети, некоторым к чтению каких-то файлов и т.п. Это осуществляется с помощью пароля. Обслуживанием сети занимаются специальные сотрудники администраторы сетей, однако работа рядового пользователя мало отличается от работы на автономном компьютере. После включения рабочей станции, Вы обычно выполняете несложную процедуру входа в сеть (команда плюс пароль), а далее работаете так же, как на автономном ПК. Разница лишь в том, что кроме одного-двух дисков своего ПК, Вы получаете в своё распоряжение все или часть логических дисков сервера (например, F:, G:, H: и т.п.). Этими дисками и их каталогами Вы пользуетесь так же, как и "родным" диском C. В частности, если работающий на соседней рабочей станции сотрудник просит Вас передать ему на машину какой- либо файл, Вам не надо возиться с дискетами достаточно просто переписать файл в любой каталог сервера, доступный вашему товарищу. Подавляющее большинство локальных компьютерных сетей в России работает под управлением сетевой ОС NetWare фирмы Novell К списку тем
Программирование Программирование в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ. Программированием также называют настройку электронных устройств и программно-аппаратных комплексов (например, программирование цифровых АТС, программирование бытовых приборов конечным пользователем, запись информации в ПЗУ). Разработку логической схемы для ПЛИС тоже называют программированием. В общем понимании, программирование - это процесс описания функционирования устройства, который может быть выражен либо в структуре самого устройства, либо в виде набора инструкций. Программирование сочетает в себе элементы науки (логика, математика, информатика, кибернетика), инженерной дисциплины, и искусства (авторской творческой деятельности). В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций на конкретном языке программирования, часто по уже имеющемуся алгоритму (плану, методу решения задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на жаргоне - кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы - алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками. В более широком смысле под программированием понимают весь спектр активностей, связанных с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ (программного обеспечения ЭВМ). Более точный и современный термин - программная инженерия, или инженерия ПО. Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программ (испытания программ), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение. Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. Для того, чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент - транслятор. Основными разновидностями трансляторов являются компилятор и интерпретатор. В настоящее время активно используются так называемые интегрированные среды разработки программ, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчик для поиска и устранения ошибок в программах, компоновщик для сборки программы из нескольких модулей, и другие служебные модули. Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор программы в виде текста, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода, семантика языка программирования может расширяться текстом программы, дополнительными библиотеками и программно-аппаратным окружением, в котором исполняется программа. Компилятор преобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор либо явно не преобразует текст программы в машинный код, либо делает такое преобразование в процессе выполнения программы. К списку тем
Проверка знаний А1. Дано А=A7 16, B= Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A
Проверка знаний А2. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 20 символов, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на бит 2.20 бит байт 4.20 байт Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А3. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Определите, по какой из масок будет выбрана указанная группа файлов: 1234.xls 23.xml 234.Xls Ответ: 23.xml 1.*23*.?x* 2.?23?.x?? 3.?23?.x* 4.*23*.??? А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А4. Чему равна сумма чисел 57 8 и ? Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А5. Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из символов А, Б, В и Г, используется неравномерный (по длине) код: А-00, Б-11, В-010, Г-011. Через канал связи передается сообщение: ГБВАВГ. Закодируйте сообщение данным кодом. Полученную двоичную последовательность переведите в шестнадцатеричную систему счисления. Какой вид будет иметь это сообщение? DBCACD Ответ: 3. 7A A7 А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А6. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию населенного пункта ЛИСЬЕ и обнаружил следующее расписание автобусов для всей районной сети маршрутов: Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А18 Пункт отправления Пункт прибытия Время отправления Время прибытия ЛИСЬЕЗАЙЦЕВО СОБОЛЕВОЛИСЬЕ ЕЖОВОЛИСЬЕ ЗАЙЦЕВОЕЖОВО ЛИСЬЕСОБОЛЕВО ЛИСЬЕЕЖОВО ЗАЙЦЕВОЛИСЬЕ СОБОЛЕВОЗАЙЦЕВО ЕЖОВОЗАЙЦЕВО ЗАЙЦЕВОСОБОЛЕВО Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ЗАЙЦЕВО согласно этому расписанию. 1) 09:05 2) 12:15 3) 12:25 4) 13:
Проверка знаний А7. Лена забыла пароль для входа в Windows XP, но помнила алгоритм его получения из символов «A153B42FB4» в строке подсказки. Если последовательность символов «В4» заменить на «B52» и из получившейся строки удалить все трехзначные числа, то полученная последовательность и будет паролем: 1.ABFB52 2.AB42FB52 3.ABFB4 4.AB52FB Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А8. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a, b и с – переменные вещественного (действительного) типа. 1.c=105 2.c=160 3.c=185 4.c=270 Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А18 БейсикПаскаль a = 120 b = 100 a = a + b / 2 IF b < a / 2 THEN c = b + a ELSE c = b + a / 2 ENDIF a := 120; b := 100; a := a + b / 2; if b < a / 2 then c := b + a else c := b + a / 2; СиАлгоритмический a = 120; b = 100; a = a + b / 2; if (b < a / 2) c = b + a; else c = b + a / 2; a := 120 b := 100 a := a + b / 2 если b < a / 2 то c := b + a иначе c := b + a / 2 все
Проверка знаний А9. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F: Какое выражение соответствует F? 1. X /\ ¬Y /\ ¬Z 2. ¬X /\ ¬Y /\ Z 3. ¬X \/ ¬Y \/ Z 4. X \/ ¬Y \/ ¬Z Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А18 XYZF
Проверка знаний А10. Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению A \/ ¬( ¬B \/ ¬C): 1. ¬A \/ B \/ ¬C 2. A \/ (B /\ C) 3. A \/ B \/ C 4. A \/ ¬B \/ ¬C Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А11. В динамической (электронной) таблице приведены значения посевных площадей (в га) и урожая (в центнерах) четырех зерновых культур в четырех хозяйствах одного района. В каком из хозяйств достигнута максимальная урожайность зерновых (по валовому сбору)? (Урожайность измеряется в центнерах с гектара.) 1. Заря 2. Первомайское 3. Победа 4. Рассвет Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А12. Торговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия. Какое из приведенных ниже утверждений следует из анализа обеих диаграмм? А) Все сканеры могли быть проданы через магазин III Б) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II В) Все мониторы могли быть проданы через магазин I Ответ: Г) Ни один принтер не был продан через магазин II 1. А 2. Б 3. В 4. Г А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А14. Для кодирования цвета фона интернет-страницы используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели следующим образом: К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный тэгом ? 1) серый 2) белый 3) фиолетовый 4) черный Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А15. Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию: ¬ (последняя буква гласная первая буква согласная) /\ вторая буква согласная 1. ИРИНА 2. АРТЕМ 3. СТЕПАН 4. МАРИЯ Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А16. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляют из заглавных букв (используются только 22 различные буквы) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 50 номеров байт байт байт байт Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Проверка знаний А17. В программе описан одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 10. Ниже представлен фрагмент этой программы, записанный на разных языках программирования, в котором значения элементов массива сначала задаются, а затем меняются. Чему окажутся равны элементы этого массива? Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А18 БейсикПаскаль FOR i=0 TO 10 A(i)=i-1 NEXT i FOR i=10 TO 1 STEP -1 A(i-1)=A(i) NEXT i for i:=0 to 10 do A[i]:=i-1; for i:=10 downto 1 do A[i-1]:=A[i]; СиАлгоритмический язык for (i=0;i=1;i--) A[i-1]=A[i]; нц для i от 0 до 10 A[i]:=i-1 кц нц для i от 10 до 1 шаг - 1 A[i-1]:=A[i] кц
Проверка знаний Ответ: А1А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А
Библиографические источники: 1.ЕГЭ Информатика и ИКТ классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ:базовый, повышенный, высокий уровни./ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.н. Евич - Ростов-на-Дону: Легион- М, Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2010:Информатика/авт.- сост.П.А.Якушкин, Д.М. Ушаков - М.:АСТ:Астрель,2010.-(Федеральный институт педагогический измерений)