Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования «Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС» Диссеминационный семинар для заместителей директоров, руководителей методических объединений, учителей начальных классов (Приказ СЦРО от г. 36) 22 марта 2011г.
Цель: обеспечить педагогов практическими рекомендациями по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС. Задачи. Распространить опыт работы образовательного учреждения по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС. Распространить опыт работы образовательного учреждения по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС. Дать практические рекомендации по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС. Дать практические рекомендации по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС.
Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 3
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
Учебная задача Чем отличаются УУД от Межпредметных связей Межпредметных связей Общеучебных умений и навыков Общеучебных умений и навыков?
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться
Программа формирования УУД Личностные Личностные Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные
Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно- этическое оценивание
Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Познавательные учебные действия Выпускник научится: Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Познавательные учебные действия основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
Регулятивные учебные действия Выпускник научится: Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу, уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Регулятивные учебные действия учитывать правило в планировании и контроле способа решения; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Регулятивные учебные действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникативные учебные действия Выпускник научится: Выпускник научится: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Коммуникативные учебные действия уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. ИРООО.
Программа формирования УУД в ОУ План работы МО учителей начальной школы по формированию УУД План работы МО учителей начальной школы по формированию УУД План работы психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД План работы психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД План административного контроля за результами формирования УУД План административного контроля за результами формирования УУД План административного контроля процесса и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов План административного контроля процесса и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов
Сочинский центр развития образования Отдел дошкольного и начального образования, методисты: Зиновьева Лариса Анатольевна Романова Ирина Игоревна тел